Русская православная церковь - Московская епархия - Ивантеевское благочиние
Московская область, г. Королев

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ."


Неделя 6 ваий, Цветоносная. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье

Филиппийцам, гл. 4, ст. 4-9

   4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
   5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
   6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
   7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
   8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
   9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, -- и Бог мира будет с вами.

От Иоанна, гл. 12, ст. 1-18

   1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.
   2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.
   3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
   4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:
   5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
   6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
   7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.
   8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.
   9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.
   10 Первосвященники же положили убить и Лазаря,
   11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.
   12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,
   13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
   14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:
   15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.
   16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.
   17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
   18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В одной Церкви – в нашей православной Церкви – из глубины душ, уязвленных одиночеством и тоской, вырвались слова, вырвался крик, молитва к Богу-Утешителю: “Прииди и вселися в ны!” И в той же самой Церкви – в нашей православной Церкви – из глубины души, уязвлённой сокрушительным страхом и сознанием собственного глубокого недостоинства выкрикнуты были другие слова: “Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный” (Лк.5,8.).

Вот так уже две тысячи лет мы, христиане, то взыскуем Бога, то бежим от Него. Так вера в наших душах сменяется предательством. Так с давних времён и поныне, всё в той же самой Церкви, всё те же самые люди, мы, христиане, то с радостью кричим “осанна”, то с яростью – “распни Его!” И наш Бог видит и знает это. Он знал это тогда, в Иерусалиме, Он знает это и сейчас. Он знал, что ждёт великий город, и потому – плакал. “И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нём...”(Лк.19,41.) Плачет Он и сейчас, зная, что ожидает весь мир. Господь наш плачет о нас с вами, и эти слёзы Христовы – горький укор нам всем и одновременно, как это ни удивительно, эти же слёзы нашего Бога –знак надежды. Ведь только вчера Господь плакал об умершем Лазаре, и вот – Лазарь жив! Значит, и у нас есть надежда на жизнь; значит, и для нас не всё потеряно.

Только, ликуя и радуясь, нельзя забывать о том, зачем наш Бог и Спаситель идёт в Иерусалим. Весь ужас события, которое мы празднуем сегодня, заключается в том, что никто из стоящих вдоль этого недолгого пути не знает, не догадывается, что ослёнок везёт Сына Божия на Голгофу. На смерть.

Вспомните, неделю назад мы читали евангельский рассказ о том, как Христос ещё только начал Свой путь к Иерусалиму из-за Иордана, сделал ещё только первые шаги ко Кресту в окружении своих преданных учеников и друзей, и вот самые близкие из них, те, кого Он брал с собой на Фавор, кто был посвящён в самые сокровенные тайны, Иаков и Иоанн, после прямых слов Спасителя о том, что предадут Его на смерть, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его, – просят Его, как мы бы сказали теперь, “о тёплых местечках”: “Дай нам сесть одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей!” Господь же ещё раз говорит ученикам о Своей смерти и о том, что только этим – только страданием, только Крестом – Он может поделиться с ними.

Люди с пальмовыми ветвями в руках там, у стен Иерусалима, и мы, стоящие в этом храме с ветками вербы, которые заменяют нам пальмовые ветви, чего мы все – и они, и мы – ждём от Господа Иисуса, чего мы просим у Него в момент, когда начинается Его скорбный путь на Крест? Я знаю, чего просят у Христа те толпы иерусалимских граждан и каждый из стоящих здесь. Знаю, потому что и сам прошу только этого: здоровья, счастья, благополучия, тихой безмятежной жизни. “Тёплого местечка”, попросту говоря. И совершенно неважно, в какие конкретные формы воплощаются эти всеобщие просьбы. Чего хотели граждане иерусалимские? Свободы от римских оккупантов, религиозной и национальной свободы, да, и хлеба, да, и жизни для себя и детей своих. И эти желания не были незаконны. Точно так же как вполне законны и наши молитвенные просьбы к Богу и Спасителю нашему о здоровье, благополучии и счастье. Беда лишь в том, что никто из вопивших “осанна” не понял, что для того, чтобы воскреснуть для новой жизни, чтобы восстать из порабощения римским ли оккупантам, или просто греховным страстям, нужно “подвизаться до крови”, нужно умереть за свободу, нужно сораспяться со Христом. Нужно пить Чашу, которую Он пьёт.

Ничего этого граждане иерусалимские не знали, да и не хотели знать. И вот не прошло и пяти дней, как те же, кто восторженно кричал “осанна”, яростно завопили: “Распни Его!”

Нам нельзя забыть об этой страшной ошибке. Нам, стоящим с вербами в руках и тем самым свидетельствующим, что мы так же, как и они, встречаем Христа, нужно удержаться от их заблуждения. Нам нужно понять, что нашими грехами, нашей холодностью, нашим спокойным равнодушием Христос распинается вновь и вновь. Нам нужно понять, что теперь уже мы, а не давно умершие жители знойной Палестины, ждём от Господа “тёплого местечка”, тогда как Он призывает нас к доверию и сораспятию. Если мы этого не поймём и не отдадим Ему доверчиво своё сердце, свою жизнь, свою судьбу, не ужасаясь ничему из того, что нам предстоит, – не исключено, что и мы завопим очень скоро: “Распни Его!”

Ведь для того, чтобы так согрешить, совсем не обязательно призывать к распятию. Достаточно просто забыть о нём и жить так, как будто не было в истории страшной казни на Голгофе, жить, как живут миллионы людей, даже не утруждая себя вопросом: “Чего Бог хочет от меня?”

Весь Великий пост Церковь пыталась пробудить в нас покаянное чувство. Если попробовать в кратких словах определить, что это такое, то очевидно, что это понимание того, что Распятие – наших рук дело. Распятие стало возможным потому, что рос и умножался грех в каждом из людей. И точно так же он растёт и умножается в нас – бесстыдством, ленью, жадностью, ненавистью.

И вот на пороге Страстных дней, когда начинается восхождение Бога нашего на Крест, мы должны с последней ясностью осознать, что это – дело наших рук. Грех и смерть – дело наших рук. Да, мы виноваты в слезах Христовых. Но не забудем при этом, что этими слезами, этой любовью, этой жалостью к человеку четверодневный Лазарь воскрес из мёртвых. Этими слезами и мы восстанем от греха. Этими слезами и мир спасён будет. Аминь.

12 апреля 1998 г.

Священник Сергий Ганьковский

12.04.1998


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.