Русская православная церковь - Московская епархия - Ивантеевское благочиние
Московская область, г. Королев

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "МИРОПОМАЗАНИЕ"


Неделя 6 ваий, Цветоносная. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье

Филиппийцам, гл. 4, ст. 4-9

   4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
   5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
   6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
   7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
   8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
   9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, -- и Бог мира будет с вами.

От Иоанна, гл. 12, ст. 1-18

   1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.
   2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.
   3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
   4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:
   5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
   6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
   7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.
   8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.
   9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.
   10 Первосвященники же положили убить и Лазаря,
   11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.
   12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,
   13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
   14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:
   15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.
   16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.
   17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
   18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

Неделя 6 ваий, Цветоносная. Вербное воскресенье.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Грядет Господь на вольную страсть», идёт наш Бог на поругание, мучение и смерть «нас ради человек и нашего ради спасения»! И вот ныне, в преддверии Страстных дней, Он приемлет помазание драгоценным миром, как некогда Саул был помазан пророком Самуилом царём над Израилем (1.Цар.9.16), как Аарон и сыны его помазаны были Моисеем в первосвященники ветхозаветной Церкви (Исх.30.30), как Елисей помазан был Илиёй в пророки (3.Цар.19.16). Но если в ветхозаветные времена избранники Всевышнего принимали честь и крест своего помазания от рук выдающихся пророков Божиих, то последний Помазанник приемлет благоуханное миро из немощных рук никому не ведомой сестры воскрешённого Лазаря, от той самой Марии, о которой Им было сказано, что она «избрала благую часть, которая не отнимется у неё» (Лк.10.42). Он разом приемлет и царское, и пророческое, и жреческое помазание из слабых женских рук, ибо «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1.Кор.1.27-29).

Помазанный ныне Пророк, Он ещё будет со слезами пророчествовать о городе, в котором «оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23.38), как уже пророчествовал, поднимаясь к последней Своей жертвенной Горе, о Себе Самом: «…Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его» (Мк.10.33,34). Ещё предстоит свершиться Царскому служению Его, когда одержимые злобой распинатели завопят, приплясывая: «Радуйся, Царь Иудейский!» – и совершат то, о чём с ужасом напишет позже благовествователь: «…и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове» (Мф.27.29,30).

Он, Помазанный ныне Великий Первосвященник, ещё принесёт в Жертву Самого Себя за грехи всего мира, Он ещё исполнит «всякую правду» (Мф.3.15) Своего служения, потому что Сам Он свидетельствовал о Себе: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк.10.45).

Так сбывается ныне безмолвное пророчество волхвов, которые ещё к младенческой Его колыбели, ещё к яслям Вифлеемским принесли в дар Ему «золото, ладан и смирну» (Мф.2.11). Золото – как Царю мира; ладан – как Первосвященнику Церкви Нового Завета; смирну, погребальную благовонную смолу, – как Жертвенному Агнцу.

Ныне Он, Агнец, берущий на Себя грех этого мира, отправляется в Свой последний путь. Именно потому, что путь этот – последний, Он благословляет немощнейшую из жен возлить на Него благовонную масть, чтобы приготовить Его тело к погребению и таким образом свидетельствовать о завершении всех трёх Его служений: Царского, Первосвященнического и Пророческого. Теперь Ему осталось только одно – стать Жертвой!

Христос по-гречески – «помазанник», то есть Тот, на Ком почила особая благодать Божия, Тот, Кто, при видимом телесными очами акте возлияния на Него благоуханного мира, невидимым благодатным действием Духа Святого становится способным совершить то, о чём Он сам сказал Своим ученикам: «Но на сей час Я и пришел» (Ин.12.27). Он пришёл к нам, чтобы умереть за нас, и к этому смертному Его часу везёт Его ныне ослёнок, о котором некогда пророчествовал Захария: «Ликуй от радости, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, сидящий на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Зах.9.9).

Ликуют и радуются сыны и дщери Иерусалима, но ликование это очень скоро обернётся для них скорбью и теснотой. Уже через пять дней услышат они из уст Того, Кто ныне, как триумфатор, въезжает во Святой Град, страшные пророческие слова: «…дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лк.23.28-31).

И сегодня нас, православных христиан последних времён, апостол также призывает ликовать и радоваться. «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп.4.4), – обращается он ко всем нам. И Церковь наша святыми и ликующими песнопениями своими зовёт нас к той же радости. «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне!» – возглашает она ныне. И вот, чтобы радость наша не обернулась горькими слезами «неразумных дев» (Мф.25.3) – дщерей Иерусалимских, не забудем, что не за тем «грядет Господь на вольную страсть», чтобы нам легче и проще жилось, а затем, чтобы напомнить нам о том, где наш настоящий дом, в чём наша истинная радость и где спрятано истинное «сокровище наше» (Мф.6.21). Аминь.

4 апреля 2004 г.

Священник Сергий Ганьковский

04.04.2004


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.