Русская православная церковь - Московская епархия - Ивантеевское благочиние
Московская область, г. Королев

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "Проповедь от 08.04.2012"


Неделя 6 ваий, Цветоносная. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье

Филиппийцам, гл. 4, ст. 4-9

   4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
   5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
   6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
   7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
   8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
   9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, -- и Бог мира будет с вами.

От Иоанна, гл. 12, ст. 1-18

   1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.
   2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.
   3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
   4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:
   5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
   6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
   7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.
   8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.
   9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.
   10 Первосвященники же положили убить и Лазаря,
   11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.
   12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,
   13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
   14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:
   15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.
   16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.
   17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
   18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Что общего у сегодняшних чтений из Апостола и Евангелия? Сначала я заметил лишь одно — «Господь близко». К народу Своему, к Иерусалиму, к смерти и славе Своим, к нам наконец. И «множество народа, пришедшего на праздник», потому и кричит Иисусу «осанна!», что Он — близко.

И кажется им близким исполнение их чаяний, осуществление всего их упования. Упования на мессию, который освободит их от поработителей, исполнит «всякую правду» (Мтф.3.15), восстановит мир и справедливость, утвердит их веру. Но упования эти, эти справедливость и вера — их упование и справедливость, а не Бога. Не тАинственной и безграничной, а потому непредсказуемой и страшной, встречи со Спасителем ждут они, а исполнения своих представлений и надежд, да просто — своего же представления о чуде, представления, не дающего увидеть животворящую любовь Иисуса к Лазарю, а влекущего всего лишь подивиться на ожившего мертвеца, ведь «потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо».

И хотя возглас «осанна» (הושיע נא‎) дословно переводится как «спаси, мы молим», молим мы на деле о своём, и когда получаем Божье — не приемлем.

И потому крик «распни Его!» раздаётся почти сразу после ликования, потому что Бог — «не оправдал» наших надежд. И сразу забываем мы, что не потому Бог творит что-либо что оно добро, а напротив — оно — добро, потому что это Он его творит.

Бог приходит к ним, к нам, чтобы встретиться, а не оправдывать наши ожидания и доказывать что-либо, тем более то, что мы сами Ему приписали. Мы порою думаем, что для встречи с Ним нужны какие-то эпического масштаба усилия и выходящие из ряда вон обстоятельства, а Он выходит к нам самым обыденным образом — на ослике. И сегодня образ Его явления, богоявления, очень к нам близок. Это образ и есть. Его образ, который мы призваны узнать в каждом из наших ближних. Узнать за их грехами и ограниченностью. Призваны мы найти и проявить этот образ и в самих себе. Ибо Бог нас уже нашёл.

И вот становится заметным второе, что роднит сегодняшние чтения — радость. Только она разная — в одном случае это экзальтированное ликование толпы, а в другом — тихая радость встречи с Тем, Кого давно ждал.

И вот мы слышим сегодня: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Господь близко».

Аминь.

Священник Глеб Козлов

08.04.2012


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.