Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "ОСАННА!"


Неделя 6 ваий, Цветоносная. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье

Филиппийцам, гл. 4, ст. 4-9

   4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
   5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
   6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
   7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
   8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
   9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, -- и Бог мира будет с вами.

От Иоанна, гл. 12, ст. 1-18

   1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.
   2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.
   3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
   4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:
   5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
   6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
   7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.
   8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.
   9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.
   10 Первосвященники же положили убить и Лазаря,
   11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.
   12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,
   13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
   14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:
   15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.
   16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.
   17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
   18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

Неделя 6, ваий. Цветоносная. Вербное воскресенье.

Вход Господень в Иерусалим.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ах, какое дивное, какое красивое, какое радостное слово прозвучало сегодня с евангельских страниц – Осанна! Переводчики Евангелия и на славянский, и на русский язык оставили его без перевода, – может быть, просто потому, что оно как восторженное восклицание ни в каком переводе не нуждается, а может быть, потому, что хотели, чтобы и мы, будущие читатели Священного Писания, услышали, почувствовали вместе со всем народом иерусалимским торжество надежды, радость освобождения, ликование победы. Осанна – спасение! Осанна – помощь! Осанна – слава!

Сбывается тысячелетняя надежда детей падшего Адама, иссушаются слёзы соблазнённой праматери Евы: грядет Господь на вольную страсть «нас ради человек и нашего ради спасения»! Вот почему собрались ликующие толпы у Золотых ворот Иерусалима, вот почему и мужчины и женщины, и взрослые и дети «едиными усты и единым сердцем» возносят к изумлённым небесам это радостное, это звенящее слово «Осанна!» Кажется даже, что и грудные младенцы в этот удивительный миг единения в радости согласно и совместно со всеми ликующим гражданами иерусалимскими возносят благодарственную песнь своему Спасителю и Богу. Недаром сказал пророк: «…из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Пс.8.3), потому что если уж и их заставят молчать, тогда воистину «камни возопиют» (Лк.19.40)!

Как все они надеялись, как народ Божий ждал Того, ради Которого весь каменистый спуск с Елеонской горы был устлан зелёными ваиями и одеждой, в восторженном порыве сорванной с плеч! Как они ждали своего Царя, Который придёт к Своему народу и спасёт его не во имя римского кесаря, не во имя завоевателя-язычника, а «во имя Господне», во имя Того Самого Бога, Который обещал им: «…и буду обитать среди сынов Израилевых, и буду им Богом» (Исх.29.45). И вот Он, долгожданный, пришёл! Пришёл, приняв на Себя «зрак раба» (Флп.2.7), то есть совсем не так, как приходят цари земные, – не в славе и торжестве, а в кротости и уничижении. «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин.1.11)

Да, они, избранный народ Божий, так и не узнали того, «что служит к миру твоему» (Лк.19.42). Они жестоко ошиблись, принимая Царя Небесного за царя земного. Они заблудились в умствованиях, погрязли в политической борьбе, в своих амбициях и страстях. Но не случайно, не стихийно произошло это роковое заблуждение целого народа, а по премудрому смотрению Божию. Вот как говорит об этом апостол Павел в своём Послании к римским единоверцам: «Неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. Если же падение их – богатство миру, и оскудение их – богатство язычникам, то тем более полнота их» (Рим.11.11,12).

Христос не оправдал надежды иудеев только потому, что Он звал их на Небо, а они предпочли землю. «Грядый во имя Господне» не оправдал надежд ищущих «все царства мира и славу их» (Мф.4.8), и они пали, забыв всего через пять дней счастливое и радостное слово «Осанна!», заменив его злобными воплями и призывами распять Того, Кого они с таким ликованием, так самозабвенно встречали у городских ворот считанные дни назад.

Но это падение их парадоксальным образом сделалось «богатством миру» именно вследствие того, что «Новый Израиль» – святая Церковь Христова – стал и утвердился «ревностью язычников», наших с вами предков по крови, которые «некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1.Пет.2.10). Помилованы – потому, что далёкие предки наши хорошо усвоили призыв Христов: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф.6.33) и предпочли нищету духовную славе всех царств земных.

Доколе мы с вами останемся верны этом выбору наших пращуров, доколе не променяем свою надежду соцарствовать со Христом в Его Небесном Царстве на успехи и процветание земного царства нашего, дотоле не устанут наши руки воздевать горе пусть не роскошные пальмовые ветви, но скромные веточки весенней вербы, дотоле, встречая своего Кроткого Царя, будет народ Божий, Новый Израиль, святая Церковь Христова, возглашать, ликуя и радуясь, это дивное, это звенящее слово, понятное без перевода всем народам земли: «Осанна! Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф.21.9). Аминь.

16 апреля 2006 г.

Священник Сергий Ганьковский

16.04.2006


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.