Русская православная церковь - Московская епархия - Ивантеевское благочиние
Московская область, г. Королев

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "КОМУ МОЛИТЬСЯ, КОГДА БОЛЯТ ЗУБЫ?"


Неделя 6 по Пасхе, о слепом

Деяния, гл. 16, ст.16-34

   16 Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.
   17 Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки -- рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.
   18 Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.
   19 Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам.
   20 И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город
   21 и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.
   22 Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками
   23 и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.
   24 Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.
   25 Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.
   26 Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели.
   27 Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали.
   28 Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь.
   29 Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе,
   30 и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись?
   31 Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.
   32 И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.
   33 И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его.
   34 И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.

От Иоанна, гл. 9, ст. 1-38

   1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.
   2 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
   3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
   4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.
   5 Доколе Я в мире, Я свет миру.
   6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,
   7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.
   8 Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?
   9 Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.
   10 Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?
   11 Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.
   12 Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.
   13 Повели сего бывшего слепца к фарисеям.
   14 А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.
   15 Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.
   16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.
   17 Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.
   18 Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего
   19 и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?
   20 Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,
   21 а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет.
   22 Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.
   23 Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите.
   24 Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.
   25 Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.
   26 Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?
   27 Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?
   28 Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.
   29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.
   30 Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.
   31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
   32 От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.
   33 Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.
   34 Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.
   35 Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?
   36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?
   37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.
   38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

КОМУ МОЛИТЬСЯ, КОГДА БОЛЯТ ЗУБЫ?

Неделя 6 по Пасхе, о слепом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Христос воскресе!

Поразительно легкомысленно подчас наше отношение к чуду. Нам всё кажется, что, совершая чудеса, наш Бог просто демонстрирует Свои безграничные возможности, таким образом доказывая, что Он – действительно всё может. При таком понимании чудо становится чуть ли не фокусом, приобретает какой-то оскорбительно бытовой оттенок оздоровительной процедуры: был слабым – стал сильным, был слепым – стал зрячим.

Будь это так на самом деле, Спасителю можно было бы ограничить Своё служение страждущему роду человеческому устройством сети медицинских учреждений, а Он вместо этого основал Церковь. Посылая, «как овец среди волков» (Мф.10.16), в жестокий и холодный мир своих учеников, Он мог бы поручить им всего лишь одно дело: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» (Мф.10.8). А между тем Господь предваряет это поручение самым главным, самым существенным требованием: «ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Мф.10.7). И у нас, живущих надеждой на такое вот «медицинское чудо», естественно возникает вопрос: при чём тут Царство, когда велено больных исцелять?

Не так давно одна из бывших центральных газет под рубрикой «Спаси и сохрани» опубликовала список святых – покровителей профессий и разных дел. В этом, без преувеличения чудовищном, списке обалдевший читатель найдёт святых покровителей «владельцев гаражей и ракушек», «барменов и тружеников ликёро-водочного сектора экономики» и даже «парикмахеров и визажистов». При этом каждое из таких утверждений сопровождается иконописным изображением соответствующего святого и фрагментом из его жития, якобы подтверждающим таковую «специализацию» указанного подвижника.

Понятно, что журналисты этого издания таким образом глумятся над нами, христианами. Но понятно также и то, что это мы сами, и никто иной, даём им такой повод. Потому что это не кто-то внешний, чуждый вере во Христа Распятого и Воскресшего, это мы сами, православные, подчас более всего интересуемся не тем, как стяжать Дух Святой, а тем, какому святому молиться, когда голова болит или когда зубная боль одолела. Это в наших молитвенных сборниках можно найти молитвословия «от нашествия тараканов» или «от нападения злых собак». Неужто Христос для того умер на Кресте и воскрес, чтобы молитвой, к Нему обращённой, тараканов морить? Неужто нам и в самом деле важнее бесконечно проживать «тихое и безмолвное житие», а не ждать всеми силами души своей того самого Царства, ради проповеди, ради возвещения которого Бог стал Человеком?

Как это ни покажется странным, апостолов Христовых две тысячи лет тому назад терзали те же проблемы, что и нас с вами, потому что вопрос, который они задают в сегодняшнем Евангелии Спасителю, всё той же природы, что и наши просьбы об истреблении гнусных насекомых: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин.9.2) В вопросе этом так и слышится и их, апостолов, утверждение и наше, современных христиан, «исповедание веры»: «Веруем, Господи, и исповедуем, что всё самое главное совершается и совершится здесь, в этом мире, на этой земле!»

Бог стал Человеком, а мы Ему – о тараканах! Мальчик родился слепым – драма, совершенно несоизмеримая ни с какой человеческой виной, ни с каким грехом, ибо что ж такое мог совершить только что родившийся младенец, чтобы Бог-Любовь мог покарать его вечной тьмой? И что же такое совершили его несчастные родители, что тот же Бог наказал их таким тяжким горем? И что тогда предстоит претерпеть мне, грешному? И что тогда станет достойным воздаянием матери, убившей во чреве своё чадо?

Нет, воистину не вмещается молодое вино в мехи ветхие! Ясно, что и апостолам пришлось долго и мучительно учиться правде Христовой, долго преодолевать в самих себе эту приверженность царству земному и вытеснять её в своей душе жаждой Царства Небесного!

Однако откуда в нас-то, современных христианах, взялось это ветхозаветное фарисейское законничество? Откуда в нас это неистребимое желание оградиться со всех сторон от скорбей мира сего, устроиться поуютнее на этом свете, имея на всякий случай, на всякую потребу – особое молитвенное воздыхание?

Подумать только: появилась молитва перед вкушением просфоры! Составители её и её потребители, видимо, ненароком забыли, что просфора – антидор, то есть забыли то, что даётся просфора православному вместо причастия, потребляется после Литургии, ещё до её отпуста, и, таким образом, молитвой перед её вкушением является вся литургия. Придёт кому-нибудь в голову уносить домой Тело Христово, преподанное ему в Таинстве Евхаристии? Боже, сохрани и помилуй! Дар – нельзя, а антидор, то, что вместо Дара, – можно?

Надо нам, наконец, научиться отделять главное в нашей вере от второстепенного, а то у нас этак скоро молитва пред вкушением просфоры заменит нам и саму Литургию, а за заботами о своём бренном теле мы забудем, что Бог наш призывает нас не к здоровой, а к Вечной жизни.

Надо нам, наконец, понять, что чудо – не просто демонстрация возможностей чудотворца. Чудо – это явление иной реальности, иной жизни, иного Царства. Чудо – не торжество этой жизни, а окно – в иную, Вечную жизнь. Чудо – это всегда указание нам, грешным, о том, зачем мы родились на этот свет. Чудо – это напоминание о том, какой ценой куплено наше с вами бессмертие. Именно бессмертие, а не бесскорбная и тихая жизнь здесь, на этой обезображенной грехом земле. Чудо, как сказал Господь, всегда «для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин.9.3). А дело Божие – спасать нас от вечной смерти. Именно потому и Господа нашего мы, православные, называем Спасителем. Аминь.

28 мая 2006 г.

Священник Сергий Ганьковский

28.05.2006


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.