Русская православная церковь - Московская епархия - Ивантеевское благочиние
Московская область, г. Королев

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "ОДЕРЖИМЫЕ ДУХОМ ПРОРИЦАТЕЛЬНЫМ."


Неделя 6 по Пасхе, о слепом

Деяния, гл. 16, ст.16-34

   16 Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.
   17 Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки -- рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.
   18 Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.
   19 Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам.
   20 И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город
   21 и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.
   22 Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками
   23 и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.
   24 Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.
   25 Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.
   26 Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели.
   27 Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали.
   28 Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь.
   29 Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе,
   30 и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись?
   31 Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.
   32 И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.
   33 И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его.
   34 И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.

От Иоанна, гл. 9, ст. 1-38

   1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.
   2 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
   3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
   4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.
   5 Доколе Я в мире, Я свет миру.
   6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,
   7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.
   8 Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?
   9 Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.
   10 Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?
   11 Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.
   12 Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.
   13 Повели сего бывшего слепца к фарисеям.
   14 А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.
   15 Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.
   16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.
   17 Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.
   18 Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего
   19 и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?
   20 Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,
   21 а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет.
   22 Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.
   23 Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите.
   24 Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.
   25 Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.
   26 Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?
   27 Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?
   28 Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.
   29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.
   30 Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.
   31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
   32 От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.
   33 Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.
   34 Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.
   35 Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?
   36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?
   37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.
   38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

ОДЕРЖИМЫЕ ДУХОМ ПРОРИЦАТЕЛЬНЫМ.

Неделя 6 по Пасхе, о слепом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Христос воскресе!

Тело – всего лишь образ души, и невидящие очи несчастного слепца прообразуют слепоту души падшего человека, то есть каждого из нас. Разве мы видим Бога? Разве останавливает нас Его любящий взгляд в момент соблазна, в преддверии греха? Скольким из нас, духовно слепым от рождения, даже и в голову не приходит воззвать, возопить, закричать пронзительно, подобно двум Иерихонским слепцам: «помилуй нас, Господи, Сын Давидов!» (Мф.20.30). Большинству людей неведомо, что молитва – не просто употребление некоторых специальных слов в определённом месте, а именно такой вот крик к своему Спасителю. Миллионы слепых душ не обращаются к Богу ни с тихими просьбами, ни с неотступными воплями только потому, что им, как и иерусалимскому слепорождённому, даже помыслить невозможно о Свете, ибо Он недоступен и неизвестен слепым очам их несчастных душ.

Должен же найтись хоть кто-то, кому дано будет «делать дела Пославшего… доколе есть день» (Ин.9.4). Должна же найтись добрая душа, указующая невежественным слепцам избранных Богом людей, которые «возвещают нам путь спасения» (Деян.16.17)! Ведь от века «говорил Бог устами всех святых Своих пророков» (Деян.3.21), открывая грешникам тайну Домостроения спасения изгнанного из Рая Адама.

И вот душа такая отыскалась! Сегодня мы слышали в апостольских Деяниях повествование о женщине, «одержимой духом прорицательным» (Деян.16.16), которая, указывая на апостолов Павла и Силу, пророчески свидетельствовала о них: «сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» (Деян.16.17). Разве не угодное Богу дело совершала эта женщина? Разве не истиной было то, что она говорила людям? Разве не завещал Спаситель Своим ученикам научить все народы и наставить их на этот самый «путь спасения»? Разве не исполняла эта пророчица заповедь Божию? Отчего же тогда первоверховный апостол с негодованием запрещает духу пророческому действовать в ней? Отчего он решительно пресекает проповедь о «рабах Бога Всевышнего»?

Оттого и запрещает, что Слово Божие предупредило нас: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1.Ин.4.1). Потому и пресекает, что Сам наш Божественный Учитель упрекал некогда надменных блюстителей Закона: «Не принимаю славы от человеков… Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Ин.5.41,43).

Пророчица из города Филиппы, о которой мы читали сегодня в Деяниях, как следует из текста, «через прорицание доставляла большой доход господам своим» (Деян.16.16), то есть использовала Дар Божий в корыстных целях, явно нарушая заповедь Христову: «даром получили, даром давайте» (Мф.10.8). Такое применение «прорицательного духа» – безусловно кощунственно, потому что кощунство – это как раз и есть использование святыни в низменных целях, несообразных её высочайшему статусу.

Пророчество «во имя своё» рано или поздно приводит кощунника к духовной погибели. Этот смертный грех тем более опасен, что слишком часто совершающий его легко успокаивает свою совесть именно заповеданной необходимостью «научить все народы» (Мф.28.19). Одна беда: самозванный пророк забывает о скорбной участи пророчествующих не «во имя своё», а во имя Божие. «Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут» (Рим.11.3), – вот что ждёт всякого, кто последует скорбной участи Божьего пророка, кто вознамерится стать «гласом вопиющего в пустыне» (Мф.3.3), кто позволит себе возмечтать не о славе, а о кресте проповедника!

Всякий желающий научить ближнего своего должен бы помнить и слова апостола Иакова: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (Иак.3.1), и, конечно, предостережение Христово, которое Он обратил к Своим ученикам: «чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» (Мф.20.23). А чаша нашего Господа есть та, о которой молил Он в Гефсимании, а крещение Его – Голгофский Крест.

Вспоминай мы об этом чаще, едва ли тогда с лёгкостью необыкновенной раздавали бы мы направо и налево советы, как жить и как спасаться, всем тем, кто спрашивает и кто не спрашивает нас об этом. Едва ли бы мы посмели тогда использовать наше церковное послушание в качестве повода для самоутверждения и превознесения «чрезвычайностью откровений» (2.Кор.12.7) и «с учёным видом знатока» прямо во время богослужения объяснять вопрошающим, к каким иконам какие свечи ставить. Сколько раз, «вознегодовав» подобно апостолу, указывал предстоятель, что в храме есть только один способ ответить на любой вопрос: прижать указательный палец к губам! – однако «одержимые духом пророческим» всё не унимаются! Оно и понятно: велик соблазн прослыть посвящённым, специалистом, знатоком, непреодолимо желание вырасти в собственных глазах и заодно нажить себе моральный капитал… На чём? На святыне!

Давайте же попытаемся вчитаться в слова Священного Писания не как в архаический текст про «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой», а как в послание, адресованное непосредственно каждому из нас, как в призыв Божий именно к моей грешной душе. И тогда, я верю, Тот Самый Свет миру, о Котором говорит Христос, воссияет и нашим слепым от рождения очам. Аминь.

1 июня 2003 г.

Священник Сергий Ганьковский

01.06.2003


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.