Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
28.05.1995
24.05.1998
16.05.1999
04.06.2000
20.05.2001
09.06.2002
01.06.2003
16.05.2004
05.06.2005
28.05.2006
29.05.2011
Неделя 6 по Пасхе, о слепом.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Две недели назад, когда мы читали с вами Евангелие о расслабленном, мы услышали из уст Спасителя строгое предупреждение, которое Он адресовал не только несчастному больному, исцелённому в купальне Вифезда, но и каждому из нас: “Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.”(Ин.5.14.)
Из этих слов Христа, казалось бы, явно следует, что болезнь есть прямое следствие греха, что страдание человеческое, будь то телесное или душевное, всегда возникает как ответ на грех, а стало быть, является и наказанием за грех, местью за него. Мы чаще всего именно так и думаем о несчастьях, особенно когда эти несчастья нас непосредственно не касаются. И однако то, что мы услышали сегодня в Евангелии о слепорождённом, заставляет нас по крайней мере задуматься о связи между грехом и болезнью, ибо после того, что мы прочитали сегодня, связь эта представляется не такой уж очевидной.
В самом ли деле Бог, умерший за человека, со всеми его грехами и немощами, на Кресте, в самом ли деле Бог всякий грех, всякий проступок, всякую слабость человеческую карает болезнью, страданием, несчастьем? Вот в сегодняшнем Евангелии апостолы, встретив человека, рождённого слепым, спрашивают Христа о том, кто виноват в этой слепоте: он сам или родители его. Из этого вопроса ясно, что для учеников Христа очевиден ответ: “Виновен – страдай!” Однако Спаситель неожиданно отвечает: ”Не согрешил ни он, ни родители его...” Значит, болезнь – не обязательно расплата за грех.
Нам известны многие святые, прославившиеся даром Божиим исцелять больных, но вместе с тем мы знаем, что множество других святых большую часть своей жизни страдали от тяжких недугов. Из наших русских святых мы можем назвать прежде всего преподобных Серафима Саровского и Амвросия Оптинского. Повернётся ли у нас язык спросить Бога: “Вот эти люди страдали тяжкими недугами; кто согрешил, они или родители их?”
Конечно, грех Адама стал причиной его смерти, потому что грехом пришла в мир смерть. Бог сотворил человека бессмертным и потому не подверженным никаким болезням. Измена Богу, предательство Первого Завета привели к тому, что все потомки Адама, весь род человеческий доныне несёт на себе смертную печать. В этом смысле, конечно, болезнь есть следствие греха, но неверно и неблагочестиво думать, что каждый частный грех немедленно наказывается определённым страданием. Если бы это было так, от нас с вами давно бы и пыли не осталось!
Один из выдающихся церковных подвижников, Исаак Сирин, как-то сказал: “Никогда не называй Бога справедливым, если бы Бог был справедлив, ты бы давно горел в аду”. Мне кажется, это утверждение православного святого может очень многих озадачить, так же как слова Христа о слепорождённом озадачили апостолов. Наш Бог – не справедлив. Наш Бог долготерпелив и многомилостив, как не справедлива, а терпелива и милостива любовь. Поэтому имя Бога, в Которого верят христиане, – Любовь.
Когда человек нарушает заповедь Божью, он ставит себя в очень опасное положение не потому, что Бог мстителен, а потому, что, нарушая правила жизни, мы оказываемся беззащитными перед стихией зла. Если на столбе с проводами высокого напряжения написано: “Не влезай – убьёт!”, никто в здравом уме и твёрдой памяти на столб не полезет, потому что действительно – убьёт. Так и с грехом. Выбираешь зло, выбираешь ненависть, выбираешь грех - и то, что ты выбрал, тебя убивает. Не Бог мстит человеку, но сам человек влезает на столб, сам человек упивается грехом, сам он разрушает душу свою гордостью и ненавистью.
И если бы не было у человечества спасительного прибежища – Церкви Христовой, где доныне совершаются чудесные исцеления прежде всего от главной причины наших страданий, от греха, давно бы уже мир перестал существовать. Но мир стоит. Милость Божия по-прежнему простирается над нами. И по неложному обетованию Христа так и будет до тех пор, пока не иссякнет в человечестве вера в Бога, пока будут совершаться заповеданные Спасителем Таинства, пока мы с вами не забудем окончательно за суетливыми воздыханиями о хлебе насущном, что каждое воскресенье – день Господень, когда мы должны оставить всё, отказаться от повседневных забот и помнить только о том, что Христос воскрес для нас и ради нас.
“Доколе Я в мире, Я свет миру’’. Эти сегодняшние слова нашего Бога напоминают нам о том, что все мы, будучи от рождения слепы, прозрели милосердием Христовым. И как слепорождённому воссиял однажды свет дня, так и нам ныне воссиял пасхальный свет Воскресения. Аминь.
24 мая 1998 г.
Священник Сергий Ганьковский
24.05.1998
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.