Русская православная церковь - Московская епархия - Ивантеевское благочиние
Московская область, г. Королев

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "ВОДА ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ."


Неделя 5 по Пасхе, о самарянке

Деяния, гл. 11, ст. 19-26; 29-30

   19 Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.
   20 Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.
   21 И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.
   22 Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.
   23 Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем;
   24 ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу.
   25 Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.
   26 Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.
...
   29 Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее,
   30 что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.

От Иоанна, гл. 4, ст. 5-42

   5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.
   6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.
   7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.
   8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
   9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
   10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
   11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?
   12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
   13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
   14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
   15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
   16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
   17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,
   18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
   19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
   20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
   21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
   22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
   23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
   24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
   25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
   26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
   27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?
   28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:
   29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?
   30 Они вышли из города и пошли к Нему.
   31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.
   32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
   33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?
   34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
   35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
   36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,
   37 ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.
   38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
   39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.
   40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
   41 И еще большее число уверовали по Его слову.
   42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

Неделя 5 по Пасхе, о самарянке.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

“Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную” (Ин.4.14.). Так Господь наш Иисус Христос говорит нам, которые, подобно самарянке, приходят в продолжение всей своей жизни к самым разным источникам: воды, пищи, денег, удовольствий – всего того, что кажется нам смыслом и содержанием нашей жизни.

Нам и в самом деле необходимы еда, питьё, одежда и кров для того, чтобы жизнь эта продолжалась, для того, чтобы дети наши росли здоровыми, для того, чтобы наши старики были ухожены и сыты во время старческой немощи. Всё это важные и законные жизненные задачи. Никто не посмеет упрекнуть человека, который все свои силы употребляет на то, чтобы жизнь человеческая продолжалась. Но не может эта человеческая жизнь продолжаться, если не задаст себе человек однажды простой вопрос: зачем?

Зачем мы живём, если всё равно неминуемая смерть настигнет каждого из нас? Зачем мы любим и привязываемся, прикипаем душой к любимым, если всё равно “близкие и други смертию отъемлются”? Зачем мы так судорожно цепляемся за житейское благополучие, если всем и давно известно, что никакими силами его надолго не удержать? Зачем мы так много трудов полагаем на добывание еды и никак не можем наесться досыта и навсегда? Зачем мы пьём, если возжаждем опять?

Если жизнь конечна, если мы умрём навсегда, если Бога нет, если Христос не воскрес – все эти страшные вопросы теряют смысл. Жизнь человеческая с её радостями и печалями, с дивной красотой природы, с болезнями и горестями – теряет смысл, потому что зачем терпеть скорби, если впереди – небытие? Зачем радоваться жизни, если рано или поздно её отнимут?

Главный вопрос нашей жизни вовсе не “как жить”. Главный вопрос нашей жизни “зачем жить”.

И ответ на этот главный вопрос мы, христиане, получили в день Воскресения Христова. Поэтому и говорит Христос самарянке: “Ты не будешь жаждать вовек, потому что вода, которую Я дам тебе, – источник вечной жизни”. Природная вода может напоить на короткое время, она может утолить всего лишь телесную жажду, да и то не навсегда. Никакая каша, никакие котлеты не сделают человека сытым навек! Вот и самарянка пятерых мужей имела, но эта толпа так называемых мужей не сделала её счастливой. А Христос сказал ей удивительные, непонятные слова, и эти слова пробудили её душу, открыли ей внутренние очи, и она вдруг поняла, что так жить, как она жила, нельзя.

Простая женщина поняла, что жизнь наша обретает свой смысл только тогда, когда человек открывает для себя простую истину, что “не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих” (Мф.4.4.).

Вовсе не плохо заботиться о хлебе насущном, плохо – заботиться только о нём. Совсем не дурно мечтать о добром муже, семейном очаге, детях; дурно и не достойно человека полагать только в этом смысл жизни. Нигде в Евангелии мы не найдём призыва не есть мяса и не пить вина, но каждый христианин знает, что грех – объедаться и упиваться. И не потому это грех, что Богу жалко нам лишнего куска, а потому, что смысл жизни человека, высшее её предназначение не в мясе и не в водке. И когда мы забываем об этом, мы перестаём быть людьми.

Когда Бог создавал человека из праха земного, Он создал его бессмертным. Человек, осуетившийся грехом, забыл о своём бессмертии. Еда и питьё показались ему слаще вечной жизни. Подобно блудному сыну, человек скитался по грешной земле, отвергнув рай, покинув тёплый дом Отца своего Небесного. И очень устал человек в этих своих греховных скитаниях. И не было надежды у грешного человека на изменение его тяжкой участи, пока Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, не принял на Себя в крестных Своих страданиях всю эту тяжкую муку грешного человечества, чтобы умереть и воскреснуть.

Воскресе Христос – и жизнь жительствует!

Воскресе Христос – и ни одного мёртвого в гробах!

Воскресе Христос – и Кровь Его, излитая на Кресте за грехи наши, стала Водой вечной жизни, и кто будет пить Её, тот не возжаждет вовек. Аминь.

17 мая 1998 г.

Священник Сергий Ганьковский

17.05.1998


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.