Русская православная церковь - Московская епархия - Ивантеевское благочиние
Московская область, г. Королев

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "О ЧУДЕСАХ."


Неделя 6 по Пасхе, о слепом

Деяния, гл. 16, ст.16-34

   16 Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.
   17 Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки -- рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.
   18 Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.
   19 Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам.
   20 И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город
   21 и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.
   22 Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками
   23 и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.
   24 Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.
   25 Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.
   26 Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели.
   27 Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали.
   28 Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь.
   29 Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе,
   30 и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись?
   31 Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.
   32 И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.
   33 И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его.
   34 И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.

От Иоанна, гл. 9, ст. 1-38

   1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.
   2 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
   3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
   4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.
   5 Доколе Я в мире, Я свет миру.
   6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,
   7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.
   8 Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?
   9 Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.
   10 Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?
   11 Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.
   12 Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.
   13 Повели сего бывшего слепца к фарисеям.
   14 А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.
   15 Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.
   16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.
   17 Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.
   18 Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего
   19 и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?
   20 Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,
   21 а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет.
   22 Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.
   23 Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите.
   24 Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.
   25 Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.
   26 Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?
   27 Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?
   28 Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.
   29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.
   30 Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.
   31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
   32 От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.
   33 Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.
   34 Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.
   35 Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?
   36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?
   37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.
   38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

Неделя 6 по Пасхе, о слепом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Часто, когда мы читаем в Священном Писании о чудесах Христовых, нас охватывает чувство, которое я бы назвал легкомысленным восторгом. В самом деле, как легко совершаются столь дивные вещи: мгновение – и вода становится вином; едва прозвучат слова: “Хочу, очистись,” – и прокажённый здоров; лёгкое движение пальцев, маленький комочек грязи – и человек, у которого не было органа зрения от рождения, видит! Как просто! Как восхитительно просто всё это!

И вот мы оглядываемся на свою жизнь и не находим в ней ничего подобного. Никаких чудес. Совсем напротив, недостаток пищи не восполняется сам собою, наши близкие умирают, медленно угасая, а души ослепшие, сколь мы ни молимся о них, так и не обретают веру, так и не видят своего Спасителя. И тогда в бедную нашу душу прокрадывается страшная мысль: “Бог оставил нас... Он за наши грехи нас забыл. Он не слышит наших молитв, потому что нет на них ответа, нет чуда”.

Так в душе нашей поселяется грех хулы на Бога. Так, сами того не замечая, мы становимся богохульниками, потому что “забыл”, “не слышит”, “обиделся”, “отвернулся” – все эти слова применимы к грешному, падшему человеку, но не к Вечному, Всеблагому, Святому Богу.

Почему же мы то и дело впадаем в этот грех? Часто, как ни странно, от поверхностного чтения Слова Божия. Мы, имеющие глаза, – не видим; мы, имеющие уши, – не слышим. Подумайте, наш Бог создал человека свободным, и мы выбираем веру или неверие, любовь или ненависть всегда сами, всегда свободно.

Чудо ограничивает нашу свободу. Когда оно совершается, у нас, кажется, не остаётся выбора: верить или не верить. Попробуй не поверь, когда на твоих глазах совершается такое.

Однако наш Бог творит Свои чудеса так, что не насилует нашей веры.

На днях в городской газете была опубликована беседа с одним известным в нашем городе человеком. Человеком, безусловно, глубоко и широко образованным и, похоже, добрым и умным. По словам газеты, он многие годы “профессионально” (так в тексте) изучает и пропагандирует Библию. И вот этот человек, с восхищением говорящий о нравственном Законе Христа, делает из всех своих воистину энциклопедических знаний неожиданный и, на мой взгляд, странный вывод. “Я – материалист,” – говорит он.

“Материалист” – значит, он не верит в вечную жизнь. Значит, он не верит в воскресение Христово. Значит, он не верит в то, что Христос – Бог. Но ведь все эти нравственные истины, столь милые сердцу нашего мыслителя, сообщил нам Христос!

Из этой посылки есть только два вывода: или Христос – Бог, или Он – лжец. Если верно второе, если Христос не воскрес, если нет вечной жизни, “то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша” (1 Кор.15.14.). Если Христос не Бог, а обманщик, чего стоят его нравственные заповеди?

Бог совершил чудо: воскрес Сын Божий. Но Бог оставил человеку свободу принять или отвергнуть эту истину. И вот человек её отвергает. Значит, чудо не только в том, что делает Бог, но и в том, как отвечает на действие Божие человек. Если бы расслабленный, лежащий у купальни Вифезда, не поверил бы Христу, когда Он сказал: “Встань, возьми одр твой и иди”. Если бы расслабленный ответил Спасителю: “Я 38 лет лежу здесь и не могу рукой шевельнуть, а Ты говоришь мне: встань...” Если бы самарянка в ответ на обличение Христа подумала бы: “Ему кто-то рассказал о моей блудной жизни. Никакого чуда тут нет, Он не прозорлив, Он собирает сплетни обо мне!” Если бы слепорождённый в ответ на повеление Спасителя пойти в купальню Силоам и умыться там и стать зрячим сказал бы: “У меня нет глаз! Мне нечего исцелять, потому что там, где должны быть глаза, у меня ничего нет!” Разве во всех этих случаях чудо совершилось бы?

Но все эти люди, в отличие от героя газетной статьи, решились на подвиг веры, подвиг доверия Христу-Спасителю, и чудо – совершилось! Отцы Церкви говорят об этом так: “Бог спасает нас не без нас”. Две воли должны соединиться: воля Божия и воля человеческая, и чудо совершится.

И вот мы все, здесь стоящие, подобны сегодня евангельскому слепорождённому. У нас два выхода: идти по зову Христа в купальню Силоам, чтобы стать зрячими, или оставаться вместе с героем газетной статьи в гордой уверенности, что против “объективной реальности”, “данной в ощущении” падшему человеческому разуму, возразить нечего...

Воистину, имеющие глаза не видят и имеющие уши не слышат. Аминь.

28 мая 1995 г.

Священник Сергий Ганьковский

28.05.1995


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.