Русская православная церковь - Московская епархия - Ивантеевское благочиние
Московская область, г. Королев

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "ЗАКВАСКА ЛИЦЕМЕРИЯ."


Неделя 6 по Пасхе, о слепом

Деяния, гл. 16, ст.16-34

   16 Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.
   17 Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки -- рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.
   18 Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.
   19 Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам.
   20 И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город
   21 и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.
   22 Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками
   23 и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.
   24 Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.
   25 Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.
   26 Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели.
   27 Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали.
   28 Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь.
   29 Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе,
   30 и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись?
   31 Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.
   32 И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.
   33 И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его.
   34 И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.

От Иоанна, гл. 9, ст. 1-38

   1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.
   2 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
   3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
   4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.
   5 Доколе Я в мире, Я свет миру.
   6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,
   7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.
   8 Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?
   9 Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.
   10 Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?
   11 Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.
   12 Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.
   13 Повели сего бывшего слепца к фарисеям.
   14 А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.
   15 Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.
   16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.
   17 Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.
   18 Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего
   19 и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?
   20 Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,
   21 а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет.
   22 Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.
   23 Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите.
   24 Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.
   25 Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.
   26 Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?
   27 Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?
   28 Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.
   29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.
   30 Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.
   31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
   32 От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.
   33 Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.
   34 Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.
   35 Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?
   36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?
   37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.
   38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

Неделя 6 по Пасхе, о слепом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Христос воскресе!

В который уже раз мы становимся свидетелями кризиса в отношениях Сына Божия и народа Божия: Христос творит добро, исцеляя слепорождённого, а самые ревностные хранители народных преданий, фарисеи, видят в этом акте милосердия одно только зло: Он-де нарушает закон, который, по их глубокому убеждению, запрещает такого рода действия в субботу. «В который уже раз» – говорю я, имея в виду, не только и не столько аналогичные евангельские сюжеты, но, прежде всего, нашу с вами сегодняшнюю реальную и повседневную жизнь в Церкви, ибо точно так же как фарисеи не понимали Христа, мы слишком часто не понимаем смысла и назначения Церкви, Им основанной.

Это наше почти поголовное непонимание назначения Церкви и своего места в ней приводит к тяжёлому духовному повреждению, которое как таковое не осознаётся практически никем из нас. Точно так же как фарисеи, строгие ревнители Закона, умудрились сделаться богоборцами только потому, что поставили закон выше Бога, то есть «и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим.1.25), точно так же и мы, новый Израиль, христиане последних времён, ищем в Церкви не того, ради чего основал Её наш Спаситель, а реализации своих собственных интересов и целей.

Цель фарисеев – сохранить в нетленности Закон. Они – народ ревностный и серьёзный и не поступятся и йотой Закона. Дурно ли то, что они делают? Вовсе нет! Но вот беда: борясь за Закон и возлагая на других «бремена тяжелые и неудобоносимые» (Мф.23.4), они забыли, что Сам Бог способен защитить Свой Закон и в этом трудном деле в самозванных «помощниках» не нуждается. Они сами себя назначили соглядатаями и блюстителями Закона, совершенно упустив из виду, что от них требуется лишь только то, что и ото всех: выполнять правила, а не наблюдать за тем, как другие выполняют их. Подмена, почти не различимая невооружённым глазом! И однако, однажды совершённая, она решительно меняет всю духовную жизнь человека, потому что, вместо того чтобы увидеть, наконец, бревно в собственном глазу, фарисей начинает ревниво озираться по сторонам, выискивая «сучок в глазе брата» (Мф.7.3) своего.

Чтобы уподобиться фарисеям, вовсе необязательно выполнять в Церкви такие полицейские функции. Для этого достаточно приходить в Церковь не затем, зачем Бог велел, а затем, чтобы тем или иным образом добиваться своих целей, худых ли, добрых ли – неважно, важно – что своих!

И вот один решил оздоровить себя и своих близких путём постановки свечей перед иконами. Другой, осознав однажды, что душа его пуста, взялся заполнить эту звенящую пустоту чем-нибудь «высоким» и «духовным» и теперь воспринимает Церковь как некий культурный феномен, дающий ему возможность пережить минуты высокого духовного наслаждения. Третьему вообще жизнь не удалась, поэтому Церковь представляется ему возможностью успешно реализовать свои нерастраченные способности. А уж сколько людей просто убеждены, что Церковь – это всего лишь место, где можно утешиться, получить некоторую душевно-терапевтическую помощь в наш век эмоциональных и операциональных стрессов! Этакая свинцовая примочка к ранам души, универсальная успокоительная таблетка на все случаи жизни!

Отсюда и вывод: в Церкви должно быть хорошо, легко, удобно, мягко, покойно – духовно и благодатно, одним словом. При таком понимании этих слов как-то забывается, что высокие и трагические понятия духовности и благодати в контексте концепции «Церкви Утешающей» становятся синонимами душевного комфорта, совершенно неуместного там, где происходит ежеминутная яростная до крови борьба добра со злом, где ежедневно совершается Великая Жертва Евхаристии, где вновь и вновь звучат слова апостола: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете» (1.Кор.11.26).

Непрестанное «возвещание» смерти Господней, постоянное памятование о Жертве, которую Бог принёс за нас, как-то не вяжется с удовольствием и успокоением. А слова святого апостола Павла: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2.Тим.3.12) – и вовсе не обещают скорых радостей, во всяком случае здесь, на этом свете. Всё дело в том, что Господь создал Церковь Свою как Живой Организм, способный вырвать человека из липких объятий греха, извести его из «ада преисподнего» (Втор.32.22), как это символически изображено на предлежащей нам ныне иконе Воскресения Христова. И для того чтобы соработничать Христу-Спасителю в благом деле спасения человека, самому человеку, вошедшему в Церковь, необходимо совершить подвиг покаяния. Совершить подвиг, а не получить удовольствие, ибо только для тяжких трудов покаяния и создана Господом Его Святая Церковь.

Если Мария Египетская, если преподобный Серафим, если все святые так тяжко, так мучительно трудились, спасая только свою душу, отчего нам кажется, что с нас хватит просто повздыхать, поохать, возвести очи горе и распустить губы в умилительную улыбку? Какое отношение все эти чисто внешние гримасы и ужимки имеют к благодати и духовности?

Воюя с Господом, упрекая Его за мнимое нарушение заповеди о субботе, фарисеи отстаивали своё видение духовности, они воевали за Закон, как они его понимали. И Господь многократно указывал Своим ученикам на то, что от такого понимания духовности исходит смертельная опасность: «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк.12.1). Попомним же и мы, что Церковь Христова утверждена на Его Пречистой Крови не для того, чтобы мы переживали необыкновенные и восторженные состояния, не для того, чтобы мы как-то заполняли вакуум собственных душ, а для того, чтобы мы каялись и в этом благом деле восходили от силы в силу «в меру полного возраста Христова» (Еф.4.12). Аминь.

5 июня 2005 г.

Священник Сергий Ганьковский

05.06.2005


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.