Русская православная церковь - Московская епархия - Ивантеевское благочиние
Московская область, г. Королев

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "ВОСХОЖДЕНИЕ НА НЕБО"


ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Евреям, гл. 9, ст. 1-7

   1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
   2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется "святое".
   3 За второю же завесою была скиния, называемая "Святое-святых",
   4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
   5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
   6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
   7 а во вторую -- однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа

От Луки, гл. 10, ст. 38-42, гл. 11, ст. 27-28

   38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
   39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
   40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
   41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
   42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
...
    27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
   28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Введение во Храм Пресвятой Богородицы.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Приведутся Царю девы в след Ея, искренния ея приведутся к Тебе. Приведутся в веселии и радовании, ведутся в храм Царев» (Пс.44.15,16). Так пророчествовал вдохновлённый Богом царь Давид, когда очами духовными созерцал то, чего не могли видеть его телесные очи. Так пел он о событии, ради которого, как оказалось, на самом деле и замыслил строительство величественного Иерусалимского Храма, земного Дома Божия. Пророческое сердце ведало, что Бог благоволил Деве войти в Святилище, чтобы со временем стать «ковчегом благодати», «святейшим храмом Святаго Бога нашего», как пела вчера Церковь за Всенощным бдением.

Чистые девы сопровождали Отроковицу Марию до последнего предела, до ступеней, ведущих в Святое Святых, те самые девы, в чьих непорочных душах, в чьих светильниках не упразднился елей молитвы, а значит, не иссяк источник веры, не угас трепетный огонёк надежды на спасение ветхозаветного человечества, отчаявшегося исполнить Закон.

«Чем ночь темней, тем ярче звёзды», и сияющий огонёк свечи в младенческой руке Богоотроковицы – как яркая путеводная звезда надеющемуся на возвращение в дом Небесного своего Отца и Жизнь Вечную! Так на богослужении утрени, во время чтения Шестопсалмия, когда погасли все свечи, когда в безнадёжный, казалось бы, мрак богооставленности погружается вся Церковь, тихий огонёк единственной свечи, теплящейся в руке чтеца, провозвещает светлое утро Рождества Христова, обещает скорое возглашение ликующей песни: «Бог Господь, и явися нам, благословен грядый во имя Господне»!

Чистая душа Девы была этим путеводным огнём, этим светлым маяком надежды, которая «не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым» (Рим.5.5). Это ведь как в Таинстве Брака, когда в ответ на трепетный и благой страх жены, которая, по слову апостола, «да боится своего мужа» (Еф.5.33), на неё изливается безмерная благодать мужней любви, потому что муж возлюбил её, «как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф.5.25). И вот, как и при таинственном соединении брачующихся, в преславный праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы вся Церковь, весь народ Божий осознаёт, что спасительная Христова любовь смогла преизобильно излиться на гибнущее человечество только в ответ на бесстрашную готовность юной Девы отдать Себя в жертву этой Божией любви.

Так пророчествуется Брак Неба и Земли, так замышляется таинственное соединение Церкви и Агнца, так «трилетствующая Отроковица» обещает миру Христа Спасителя, предображая Божие благоволение падшему человеческому роду. «…Немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1.Кор.1.27-29). Чтобы народ Божий не надмевался своим избранничеством, чтобы сильные и мужественные не дерзали вообразить себя спасителями человечества, чтобы никакие мудрецы и книжники не смогли и помыслить, что это их премудрые замыслы и высокие предначертания упраздняют грех, распад и смерть, – наш Бог благоволил Сам избрать Себе «Пречистый храм Спасов»!

И для того чтобы мы, братие, не надеялись «на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения» (Пс.145.3), но всё своё упование, всю надежду свою возложили на премудрую и благотворную Божественную Благодать, «вся немощная врачующи и оскудевающая восполняющи», – и совершается ныне немыслимое: не многоопытный мудрец, не национальный герой и даже не убелённый сединами праведник, но трёхлетняя Отроковица вводится во Святое Святых Иерусалимского Храма, чтобы исполнить таким вот непостижимым человеческому разуму образом «смотрение Зиждителево», чтобы таинственно осуществить великий замысел Творца о нашем спасении!

Блаженные и праведные старцы Иоаким и Анна приводят «с веселием в храм Божий» «от благодати данную Чистую Приснодеву», Дочь свою Единородную, отказываясь от Неё, жертвуя Той, Которая была им всего роднее, всего желаннее. Богоотроковица восходит по крутым ступеням не в рукотворный храм, но прямо в Небесное Святилище нашего Небесного Отца. Так совершается Жертва, которую весь род людской приносит своему Богу для того только, чтобы и Бог мог действовать, чтобы родившийся от Девы Сын Человеческий открыл каждому из нас дорогу на Небо. Аминь.

4 декабря 2004 г.

Священник Сергий Ганьковский

04.12.2004


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.