Русская православная церковь - Московская епархия - Ивантеевское благочиние
Московская область, г. Королев

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "Решимость."


ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Евреям, гл. 9, ст. 1-7

   1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
   2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется "святое".
   3 За второю же завесою была скиния, называемая "Святое-святых",
   4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
   5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
   6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
   7 а во вторую -- однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа

От Луки, гл. 10, ст. 38-42, гл. 11, ст. 27-28

   38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
   39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
   40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
   41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
   42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
...
    27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
   28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Введение во Храм Пресвятой Богородицы.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Каждый из нас однажды поклялся посвятить свою жизнь Богу. Каждый из нас обещал однажды своему Господу отказаться от служения греху, отринуть соблазны сатаны и таким образом сочетаться со Христом, чтобы иметь право вместе с апостолом Павлом сказать в конце своего жизненного пути: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2.20).

Каждый из нас в таинстве Крещения с ясной решимостью произнёс эти обеты верности своему Богу, обеты, подобные тем, которые произнесли некогда святые и праведные Иоаким и Анна. Они принесли свои обеты потому, что Бог попустил им тяжкое испытание безчадием, испытание тем более горькое, что сыны народа Божия почитали его позором, срамом, явным знаком постыдной греховности. Не иметь потомства – это как не иметь оправдания своей жизни, равно как и надежды на жизнь будущего века. Недаром мать Иоанна Крестителя, святая и праведная Елисавета, уже в преклонных годах осознав себя непраздной, с восторгом и ликованием воскликнула: «Так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми» (Лк.1.25).

И вот, чтобы избежать «поношения между людьми», святые и праведные супруги Иоаким и Анна принесли Господу обещание посвятить рождённого младенца на служение Богу.

Что это означало для них в практическом плане? Только одно: неизбежное и скорое расставание с возлюбленным чадом, рождения которого они так мучительно-долго ждали. Богу отдавалось самое родное, самое близкое, самое дорогое. Легко было обещать отказаться от того, чего ещё не имеешь. Но как трудно, как больно расставаться не с младенцем даже, к которому не успела ещё привязаться душа, не прикипело сердце, а с Отроковицей, уже наполнившей дом Своим нежным лепетом, топотаньем маленьких Своих ножек, уже сделавшей привычными радостные заботы о Её здоровье, о Её сне, о Её трогательных детских интересах.

Напрасно мы думаем, что святым, раз уж они были святыми, ничего не стоило совершать подвиги воздержания, жертвовать самым дорогим в своей жизни, претерпевать скорби, выдерживать пытки. Вспомним, что говорил о святых Серафим Саровский. На вопрос о том, чем отличаются грешники погибающие от грешников спасающихся (то есть – святых, потому что абсолютно не свят никто, кроме одного Бога), он коротко ответил: решимостью!

Да, решимостью, и только ею одной – решимостью отказаться от себя, от своих страстей, от своих прав, от своего имущества, от самой жизни своей – спасается грешник. Решимость грешника – это его неколебимая готовность жертвовать собой в соединении с последовательной и несокрушимой надеждой на Бога и верой в то, что Он, Бог, «не хочет смерти грешника», а потому, если Он с нами, мы не проиграем, какой бы тяжелой, какой бы мучительной и безнадёжной ни представлялась нам подчас наша борьба с собственными страстями.

Вообще говоря, для того чтобы начать борьбу с соблазнами, большого мужества, большой мудрости не требуется: это ещё не решимость – кинуться в драку, имея за плечами лишь голый энтузиазм. А вот если человек не раз и не два был побеждён в этой борьбе, если он многократно изменял данной однажды клятве и, тем не менее, в сотый и тысячный раз пытался возобновить свой подвиг после сотого и тысячного падения, чтобы не погибнуть в бездне уныния и отчаяния, – это, бесспорно, решимость, это уже можно назвать решимостью. Если уж Сам Спаситель мира молился до кровавого пота накануне Своих крестных страданий, почему мы думаем, что нам, во всеуслышании объявившим себя Его учениками, должно быть легче и проще?

Сегодняшний праздник дан нам для того, чтобы напомнить о мужестве решимости. Неоднократно поверженные в отчаянной борьбе со своими грехами, давайте вглядимся в двух стариков, оставшихся верными своему обету. Давайте вглядимся в хрупкую фигурку их Дочери, Которая предстоит крутой лестнице Иерусалимского Храма, ведущей в Святое Святых, предстоит с недетской решимостью, предвозвещая спасение и утешение всему погибающему роду человеческому. Аминь.

4 декабря 2005 г.

Священник Сергий Ганьковский

04.12.2005


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.