Русская православная церковь - Московская епархия - Ивантеевское благочиние
Московская область, г. Королев

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "ЖЕЗЛ ААРОНОВ РАСЦВЕТШИЙ…"


ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Евреям, гл. 9, ст. 1-7

   1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
   2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется "святое".
   3 За второю же завесою была скиния, называемая "Святое-святых",
   4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
   5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
   6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
   7 а во вторую -- однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа

От Луки, гл. 10, ст. 38-42, гл. 11, ст. 27-28

   38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
   39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
   40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
   41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
   42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
...
    27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
   28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

ЖЕЗЛ ААРОНОВ РАСЦВЕТШИЙ…

Введение во Храм Пресвятой Богородицы.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем» (Пс.5.8). Дай, Господи, и нам грешным войти в храм Твой святой, в «место селения славы Твоея» (Пс.25.8), так же смиренно, но и с таким же дерзновением и надеждой, как это сделала на заре спасения нашего кроткая Отроковица! От последних пределов сиротствующего человечества, от всего скорбного рода нашего, от слёз упования и надежды блаженных Своих родителей приносится Она ныне в Чистую Жертву Своему Богу как Священная Сень и Одушевленный Кивот, в Котором вскоре облечётся в Плоть Спаситель мира.

Недаром апостол вспоминает сегодня святыни, обретавшиеся в Святилище Храма. «За второю же завесою, – пишет он, – была скиния, называемая "Святое-святых", имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета» (Евр.9.3,4). Именно в это священное место и была введена Богоотроковица дерзновенным Первосвященником Захарией, но произойти это могло только потому, что Сама Она явилась совершением и исполнением пророчеств, явленных народу Божию в сих священных реликвиях.

И вот это исполнение древнего обетования спасения согрешившему Адаму и потомкам его, когда Бог, проклиная змея-искусителя, сказал ему: «…вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между Семенем её; Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту» (Быт.3.25), это первое в истории падшего человечества благовестие спасения – ныне совершается! Подвигом Девы Богородицы ныне утверждается обетование Божие о том, что не вечно нам, скорбным, маяться в плену греха. Вот почему Святая Церковь, в восторженных гимнах своих прославляющая Невесту Неневестную, поёт, ликуя: «Радуйся, приятное молитвы кадило… радуйся, ковчеже, позлащенный Духом… радуйся, пище, манны приемнице… Радуйся, жезле Ааронов, прозябший нетление».

Как некогда расцвёл сухой посох первосвященника Аарона, «расцвёл, пустил почки, дал цвет и принёс миндали» (Чис.17.8), так ныне «процвела есть пустыня, яко крин» – «языческая неплодящая церковь» всё же принесла, по дивному смотрению Божию, чудный плод – Пресвятую Деву, столь долгожданную, столь чаемую и святыми и праведными Иоакимом и Анной, и всею тварью, которая «совокупно стенает и мучится доныне… ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим.8.22,23).

Не Первосвященник, а Кроткая Дева созерцает ныне священные реликвии, через которые Бог утешал и укреплял народ Свой в его долгом странствии в страну Обетованную. Чашу манны, напитавшей людей Божиих в безжизненной синайской пустыне, видит Та, Которой предстоит соделаться Млкопитательницей Спасителя мира. «Обложенный со всех сторон золотом ковчег завета» (Евр.9.4) созерцают духовные очи Той, Которая вскоре Сама станет Таинственным Ковчегом, вместившим Невместимого. Непостижимым и спасительным Промыслом Божиим в Святилище Иерусалимского Храма встречаются ныне обетования и их Исполнение, прообразы и ими Предреченная, иконы благодати и сама Благодатная!

Потому и поёт ныне с ликованием и верой вся Церковь: «Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание», потому и взывает с непостыжаемой надеждой, что самым дорогим, что есть у них, – Чадом своим, жертвуют святые и праведные Иоаким и Анна, что Сама приносит Себя в Жертву Богу восходящая по крутым ступеням во Святое-Святых Чистая Приснодева, что, наконец, вместе с Нею восходят к Престолу Божию и молитвенные наши чаяния и покаянные упования. Воистину, не посрамляется надежда там, где за надеющихся приносятся такие жертвы! Воистину, «идеже хощет Бог, побеждается естества чин»! Воистину, там, где увядает вера, – расцветает сухой посох Ааронов, и там, где иссякает пища, падает с неба манна!

Да, Бог не забыл нас, и «когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим.5.20). Когда скорбная плоть человеческая отчаялась оправдаться делами закона (Рим.3.20), явилась Божьим милосердием «спасения нашего главизна» и «трилетствующая Отроковица» вошла в Святилище Храма, «благодать совводящи» во всю вселенную. Аминь.

4 декабря 2003 г.

Священник Сергий Ганьковский

04.12.2003


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.