Русская православная церковь - Московская епархия - Ивантеевское благочиние
Московская область, г. Королев

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "ИСПОЛНЕНИЕ ОБЕТОВАНИЯ."


Неделя святых отец, перед Рождеством Христовым

Евреям, гл. 11, ст. 9-10, 17-23, 32-40

   9 Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;
   10 ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.
...
   17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
   18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
   19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
   20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
   21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.
   22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
   23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
...
   32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,
   33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
   34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
   35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
   36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
   37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
   38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
   39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
   40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

От Матфея, гл. 1, ст. 1-25

   1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
   2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;
   3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;
   4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;
   5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;
   6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;
   7 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;
   8 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;
   9 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;
   10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;
   11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.
   12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;
   13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;
   14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;
   15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;
   16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.
   17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.
   18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.
   19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
   20 Но когда он помыслил это, -- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;
   21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
   22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
   23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.
   24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,
   25 и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.
Неделя святых отец, перед Рождеством Христовым
Проповеди священника Сергия Ганьковского
  1. С НАМИ БОГ!

    31.12.2000

  2. ЧТИ ОТЦА ТВОЕГО.

    06.01.2002

  3. СЫНЫ АВРААМОВЫ.

    05.01.2003

  4. ИСПОЛНЕНИЕ ОБЕТОВАНИЯ.

    04.01.2004

  5. ЧЕСТЬ ОТЦОВСТВА.

    02.01.2005

  6. НАРОД БОЖИЙ.

    03.01.1999

  7. ИМЕНА НАРОДА БОЖИЯ.

    02.01.2000

Проповеди священника Глеба Козлова
  1. Проповедь от 02.01.2001

    02.01.2001

ИСПОЛНЕНИЕ ОБЕТОВАНИЯ.

Неделя пред Рождеством Христовым, святых отец.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Обетования Божии Аврааму исполнились совершенно, потому что Авраам «поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» (Гал.3.6). Но ничего не может сделать Господь, когда благая и спасительная воля Божия упирается в неколебимую твердыню горделивого неверия. Подобно тому как в Галилее Всемогущий «не совершил… многих чудес по неверию их» (Мф.13.58), так и спасительная Жертва Сына Божия не могла быть совершена без деятельного соучастия в ней рода человеческого, приготовившего «путь Господу» (Мф.3.3).

Апостол и евангелист Матфей, написавший Благовествование для своих соплеменников-иудеев, детально и тщательно, стараясь не упустить ни одного имени, повествует о том, как народ Божий участвовал в созидании того, о чём грезил праотец Авраам, скитаясь в пустынях и живя «в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования»: он сам, дети его и потомки его, подобно Сыну Человеческому, не имели, «где приклонить голову» (Мф.8.20), «ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (Евр.11.9,10).

Новый Завет начинается с помянника, в котором записан народ, «ожидающий города», ищущий Града Божия, того самого, о котором другой апостол, Павел, говорит: «…ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр.13.14). А Тайновидец и Богослов Иоанн в данном ему Откровении, завершая то, что началось сегодняшним диптихом, повествует об этом чаемом народом-странником Граде Господнем – Небесном Иерусалиме, вожделенной цели тех, что «скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр.11.38). Он видит изумлённым взором исполнение обетования Божия, которое совершается не на земле, «текущей молоком и мёдом» (Сир.46.10), как казалась им когда-то, а на Небе. «И я, Иоанн, – повествует он, – увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21.2-4).

Вот чего искали Авраам и Исаак, Салафииль и Зоровавель, Елеазар и Матфан! Вот чего жаждали, подчас сами того не сознавая, наши духовные предки, те, которых, по слову апостола Павла, «весь мир не был достоин». Все слёзы изгнанного из Рая Адама, вся неизбывная тоска его грешных потомков, все упования и надежды странствующих по безжизненной Синайской пустыне беглецов из страны порабощения и даже безумные и жалкие потуги строителей Вавилонской башни, пытавшихся беззаконно добраться до Неба, – всё это разрешилось в надежде на Град, «которого художник и строитель Бог» (Евр.11.10).

И вот – башни разрушались, грады падали под натиском иноплеменных. Но и «по переселении в Вавилон» (Мф.1.12), когда «тамо седохом и плакахом» (Пс.136.1), и по возвращении на землю отцов, «все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного» (Евр.11.39), потому что о нас, грешных и слабых, их далёких потомках, «Бог предусмотрел… нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр.11.40).

«Не без нас» – потому что, испытывая отцов, Бог промышлял и о детях. «Не без нас» – потому что Жертва, которая имеет совершиться уже через три дня, Воплощение Бога Слова, будет совершена и на все прошедшие, и на все будущие времена. «Не без нас» – потому что Воплощённый Бог, Слово, ставшее плотию и обитавшее с нами, «полное благодати и истины» (Ин.1.14), для того и воплотилось, чтобы спасти от вечного смертного плена не только тех, кто безусловно был этого достоин, – Гедеона и Варака, Самсона и Иеффая, Давида и Соломона, «которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр.11.33,34), но и нас грешных, нас, слабых потомков великих родов!

Вот что сделала ветхозаветная Церковь для нас, детей Нового Завета! И вот почему последнее воскресенье пред Рождеством Христовым называется воскресеньем святых отцов, чью славную память мы благоговейно и благодарно чтим сегодня. Аминь.

4 января 2004 г.

Священник Сергий Ганьковский

04.01.2004


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.