Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
03.01.1999
02.01.2000
31.12.2000
06.01.2002
05.01.2003
04.01.2004
02.01.2005
02.01.2001
Неделя пред Рождеством Христовым, святых отец.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Благая весть о спасении погибающего человечества, Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, начинается с перечисления множества людей, живших давным-давно, в земле, которую русскому глазу и представить себе трудно. Люди эти носили имена, которые русскому уху чуднo и непривычно слышать. Сколько простых и бесхитростных читателей Слова Божия претыкались в самом начале чтения, сколько глаз раздражённо или с недоумением отрывались от священного текста, потому что непонятен этот список, потому что чужды эти имена, потому что невыносимо трудно продираться сквозь слова, которые ничего не говорят душе, даже ищущей Бога, даже мечтающей о том, что Истина и Любовь воссияют им со страниц евангельских!
Но нет ничего случайного на свете. И, конечно же, не случайно благовестие о Вечной Жизни начинается с этого величественного Диптиха, с этого помянника, в котором записан народ. Сегодня, именно сейчас, в нашем присутствии, началось третье тысячелетие, а это значит, что вот уже два тысячелетия этот торжественный список звучит в Церкви Христовой, звучит над всей землёй для каждого, имеющего уши. Эти имена раздаются в молитвенной тишине храмов Божьих, как удары колокола-благовестника, как напоминание, как призыв. Эти чуждые нашему уху имена звучат в наших храмах всегда накануне Рождества Христова, накануне того дня, когда все мы с умилением и радостью встречаем Богомладенца Христа, Спаса-Еммануила, долгожданного Мессию-Спасителя.
Что же говорит нам наш Бог, когда Своим спасительным промыслом, божественным Своим Словом начинает благовестить нам глаголы Жизни Вечной? Прежде всего, из длинного перечня поколений, предшествовавших Христу, мы ясно видим, сколь долгим путём возвращалось падшее человечество к своему Богу, как мучительно трудна была дорога, сколько достойных и праведных людей ожидало, но так и не дождалось за всю свою долгую жизнь радостного часа исполнения упований. В Послании к Евреям, которое мы читали сегодня за Литургией перед чтением Евангелия, апостол Павел пишет об этих людях, с упованием и надеждой ожидавших своего Бога: “И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства” (Евр. 11.32-40).
Вот в чём дело! Это для нас и ради нас, “зде ныне предстоящих и молящихся”, люди, “которых весь мир не был достоин… не получили обещанного”! Они не получили обещанного Царства Небесного, они не дождались Рая, чтобы, как пишет апостол, они не без нас достигли совершенства, чтобы и мы, неключимые грешники, а не только они, праведники, имели часть со своим Господом. Бог Сам избрал Себе Свой народ, Он Сам определил род Свой, Он Сам исчислил родство Своё. Именно эти люди, имена которых мы читали сегодня в Евангелии, являются родом и народом нашего Спасителя.
Мы с вами – Церковь Христова. Мы с вами – народ Божий, люди, взятые в удел. В Таинстве Святого Крещения мы усыновились Богу и Отцу нашему, мы дерзновенно сопричислились этому великому Диптиху сродников Христовых по плоти, мы стали их родственниками, сделались единокровными им не по рождению, но по усыновлению нас Христом. И нам ли равнодушными глазами скользить по этим священным именам, нам ли досадовать на то, что не всё и не всегда понятно нам в святом Евангелии? Разве не ясно, что только усилием восхищается Царство Божие? Разве не справедливо также, что усилием духа, усилием ума и даже телесным усилием достигает христианин понимания того, что хочет ему сказать его Бог?
Святое благовествование, Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, дано нам нашим Богом для того, чтобы мы спаслись. Отказываться от чтения этой Книги Жизни на том основании, что она-де написана устаревшим языком, это всё равно что отказываться от спасения души. Поэтому, если мы хотим быть со Христом на небе, надо сродниться с Ним и на земле. Поэтому не может быть скучна и безразлична христианину летопись родства его Спасителя. Аминь.
2 января 2000 г.
Священник Сергий Ганьковский
02.01.2000
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.