Русская православная церковь - Московская епархия - Ивантеевское благочиние
Московская область, г. Королев

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "ЧЕСТЬ ОТЦОВСТВА."


Неделя святых отец, перед Рождеством Христовым

Евреям, гл. 11, ст. 9-10, 17-23, 32-40

   9 Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;
   10 ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.
...
   17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
   18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
   19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
   20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
   21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.
   22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
   23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
...
   32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,
   33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
   34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
   35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
   36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
   37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
   38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
   39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
   40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

От Матфея, гл. 1, ст. 1-25

   1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
   2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;
   3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;
   4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;
   5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;
   6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;
   7 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;
   8 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;
   9 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;
   10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;
   11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.
   12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;
   13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;
   14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;
   15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;
   16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.
   17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.
   18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.
   19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
   20 Но когда он помыслил это, -- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;
   21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
   22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
   23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.
   24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,
   25 и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.
Неделя святых отец, перед Рождеством Христовым
Проповеди священника Сергия Ганьковского
  1. НАРОД БОЖИЙ.

    03.01.1999

  2. ИМЕНА НАРОДА БОЖИЯ.

    02.01.2000

  3. С НАМИ БОГ!

    31.12.2000

  4. ЧТИ ОТЦА ТВОЕГО.

    06.01.2002

  5. СЫНЫ АВРААМОВЫ.

    05.01.2003

  6. ИСПОЛНЕНИЕ ОБЕТОВАНИЯ.

    04.01.2004

  7. ЧЕСТЬ ОТЦОВСТВА.

    02.01.2005

Проповеди священника Глеба Козлова
  1. Проповедь от 02.01.2001

    02.01.2001

Неделя пред Рождеством Христовым, святых отец.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Духовным отцом каждый из нас может назвать такого человека, который родил нас во Христе, то есть проповедью своей, словами своими или, что, конечно, надёжнее, образом своей жизни и личным подвигом святости наглядно явил нам сияние Вечной Жизни. Ибо давно и справедливо замечено, что никто не способен оставить «домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли» (Мф.19.29) и последовать за Христом, если не увидит в глазах хотя бы одного человека свет святости. Если даже телесное рождение человека происходит не «от хотения плоти… но от Бога» (Ин.1.12,13), то есть обусловлено не только «естественными» причинами, но прежде всего Божьим благоволением, ибо это Бог воззвал тварь из небытия, то само собой понятно, что и духовное возрождение твари совершается не без благой и спасительной воли Божией.

Однако Благая и Святая воля эта, именно вследствие своей Благости и Святости, не может насиловать человеческую свободу, не может принуждать человека ко спасению души, ибо «Бог есть любовь» (1.Ин.4.8). А заставить полюбить по приказу невозможно даже Богу! Бог не принуждает нас к святости, но зовёт к ней, а свободный с момента своего сотворения человек «избирает жизнь» (Втор.30.19), хотя для того, чтобы сделать это, ему, падшему, приходится подчас «сражаться до крови» (Евр.12.4). Рождение «новой твари» (2.Кор.5.17) во Христе, таким образом, совершается в согласии свободной и потому ответственной воли человеческой с Благой и Святой Волей Божией.

Пришествие в мир Спасителя стало возможным потому, что Бог, любящий Своё творение, пожалел человека, даже когда человек пал, предав Божью любовь. Однако само это чудо любви Божьей смогло получить свое воплощение в Сыне Человеческом только потому, что в роде людском во всякий век находились те, кого мы сегодня почтительно и любовно называем Отцами. Те люди, чьи имена мы читали только что за литургией, кто верой своей, своей надеждой и любовью, а не только «от хотения плоти» рождали своих детей, передавая им и веру, и надежду на Искупителя. Если бы Отцы верили только в жизнь тела, если бы, подобно животным, они заботились только о продолжении своего рода, не было бы им нужды помышлять о духе, передавать сыновьям своё упование, возгревать в них надежду на исполнение обещаний Божиих. Но они и помнили, и передавали из поколения в поколение неложное обетование Господа своего о том, что семя жены сотрёт главу змия (Быт.3.15), что Рождённый Женой спасёт погибающий род человеческий.

Христиан не соблазнит непонятное для современного плотского человека утверждение Священного Писания о том, что «Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его» (Мф.1.2). Они не станут спорить с благовествователем, утверждая, что это женщина терпит родовые муки, вынашивает и рождает младенца, потому что знают: речь идёт не о «неведомой зверушке», а о Человеке, которому принадлежит «Царство, уготованное… от создания мира» (Мф.25.34), речь идёт о Человеке, за которого на Кресте умер Сын Божий! Поэтому не женщина, вынашивающая и рождающая плоть, воистину рождает человека, но тот, кому Самим Богом завещано быть отцом земным во образ и подобие Отца Небесного.

Блажен, кому плотский отец стал Отцом духовным! Блажен впервые увидевший свет Вечной жизни в святых очах того, кто стал источником его телесного существования! Блажен, кому земной родитель сумел передать свою вековую тоску о Небе! Блажен и отец, ставший для сына своего не только подателем жизни временной, но и детоводителем к Жизни Вечной! Блажен он, родивший отрока своего во Христе! Ему, по слову апостола Иакова, принадлежит Царство Небесное, потому что такой отец «спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак.5.20).

Что проку в оставленном наследстве, когда оно измеряется лишь квадратными метрами, килограммами и денежными знаками? Всё это – земля, которая, будучи тленной, не может наследовать нетления (1.Кор.15.50). «Достойно и праведно есть» оставить в неистлеваемое наследство детям своим искреннюю веру в Господа и Спасителя нашего, непостыжаемую надежду на избавление от «сего тела смерти» (Рим.7.24) и дивную способность любить, которая является венцом всех добродетелей, – так, как это сделали Авраам, Исаак и Иаков, святые и праведные отцы Народа Божия – Церкви Христовой, которых мы благоговейно чтим ныне. Аминь.

2 января 2005 г.

Священник Сергий Ганьковский

02.01.2005


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.