Русская православная церковь - Московская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "«ТАНЦУЙ, ПОКА МОЛОДОЙ!»"


Неделя 22 по Пятидесятнице

Галатам, гл. 6, ст. 11-18

   11 Видите, как много написал я вам своею рукою.
   12 Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,
   13 ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.
   14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.
   15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.
   16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.
   17 Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.
   18 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

От Луки, гл. 8, ст. 41-56

   41 И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,
   42 потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.
   43 И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена,
   44 подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.
   45 И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, -- и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?
   46 Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.
   47 Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.
   48 Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.
   49 Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.
   50 Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.
   51 Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.
   52 Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.
   53 И смеялись над Ним, зная, что она умерла.
   54 Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.
   55 И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.
   56 И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

«ТАНЦУЙ, ПОКА МОЛОДОЙ!»

«ТАНЦУЙ, ПОКА МОЛОДОЙ!»

Неделя 22 по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Когда святой и праведный праотец Авраам говорит нам сегодня о том, что одевающиеся «в порфиру и виссон» и «пиршествующие блистательно» люди уж «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк.16.31), – когда он говорит так, он, конечно же, пророчествует о печальной судьбе забывшего о Боге мира. Казалось бы, трудно не поверить Тому, Кто воскрес из мёртвых, а тем не менее это так – не верят! Не только страждущий во аде бессердечный богач, но и каждый из нас, обретающихся ныне в этом скорбном мире, не может и представить себе аргумента более значимого, более весомого, чем явление среди живущих того, кто умер и был предан земле. Трудно такое вообразить – настолько несомненным кажется этот последний аргумент! Однако праотец Авраам оказался прав: и не поверили, и не верят до сих пор.

Отчего же так упорствовали в окаменевшем своём неверии в Воскресшего самые разные люди – от искушённых в Законе фарисеев до афинских язычников, которые, вполне может быть, даже ничего и не слышали ни о Моисее, ни о пророках? Отчего и наши с вами современники, сродники и знаемые наши, равноудалённые, казалось бы, и от гордых иудейских законников, и от добродушных эпикурейцев афинского ареопага, отчего и они то насмешливо, то яростно гонят от себя самую мысль о возможности воскресения из мёртвых? Отчего они столь активно охлаждают свои и без того холодные сердца, превосходя в этом качестве самого богача из притчи, рассказанной нам сегодня Спасителем?

Да всё от одного только страха, от одного только животного ужаса перед грядущей вечностью! Всё оттого только, что с холодным сердцем грешить легче, а культивируемая в дрожащей от ужаса душе убеждённость в том, что всё равно «все в землю лягут, всё прахом будет», как универсальная воровская отмычка, способна открыть двери любой страсти, впустить в душу любой грех! Одним словом, «танцуй, пока молодой»!

Вот мы и танцуем, или, как говорит сегодняшняя притча, «пиршествуем блистательно». При этом блистательность наших пиршеств совсем не обязательно связана с изысканными блюдами и уникальными напитками: нам, для того чтобы забыть о вечности и упиться жизнью, хватит бутылки дешёвого пива и пакета непритязательных чипсов. А уж что касается «порфиры и виссона», то здесь всё ещё проще: порфиру могут вполне заменить джинсы, а виссон – какая-нибудь простенькая дерюжка. Суть от этого не меняется: и пиршествующий богач из евангельской притчи, и современный «танцор» – близнецы-братья, они в равной мере опьянены этой жизнью, им в равной мере нет никакого дела до жизни той, будущей. Поэтому всякий раз, когда звучит в их душе пронзительно-тихий зов вечности, они с негодованием или, наоборот, с напускным равнодушием закрывают глаза и затыкают уши: «об этом послушаем тебя в другое время» (Деян.17.32).

Христос не воскрес для них не потому, что это в принципе невозможно, а потому, что если Христос воскрес, тогда и мне, и тебе, и всем нам жить надо по-другому! Грядущее воскресение каждого человека для них – бабьи сказки не потому, что наука якобы доказала полную несостоятельность этого постулата. Серьёзная наука, слава Богу, не дерзает внедряться в сферы внеприродные, нематериальные. Они не хотят верить в воскресение из мёртвых только потому, что с безумной уверенностью в небытии, с верой в грядущее прекращение всякой жизни, а значит, и всякой ответственности проще жить. Жить, как хочется, как на душу ляжет, не оглядываясь на грядущий Суд, не задумываясь о вечных последствиях собственных поступков. Так страус при приближении опасности прячет голову в песок: я опасности не вижу – значит, её и нет вовсе! Вот и вся премудрость!

Для того, кому самое желанное чудо на свете – реализация его собственных похотей и страстей, никакое иное чудо просто не интересно. Так, одержимого блудом не удивишь никакими подвигами сострадания и милосердия: он просто не поймёт, о чём идёт речь; а обжору никогда не потрясёт самоотречение аскета. И происходит так только потому, что аскет собирается жить вечно, а лозунг так называемых жизнелюбов: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1.Кор.15.32).

Поэтому умолкает проповедь перед лицом пресыщенных, поэтому тщетно слово о воскресении мёртвых ушам, оглушённым воплями страстей, поэтому строго и безнадежно отвечает праотец Авраам страждущему в адском пламени богачу: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (Лк.16.31). Аминь.

6 ноября 2005 г.

Священник Сергий Ганьковский

06.11.2005


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.