Русская православная церковь - Московская епархия - Ивантеевское благочиние
Московская область, г. Королев

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "«И В АДЕ, БУДУЧИ В МУКАХ…»"


Неделя 22 по Пятидесятнице

Галатам, гл. 6, ст. 11-18

   11 Видите, как много написал я вам своею рукою.
   12 Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,
   13 ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.
   14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.
   15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.
   16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.
   17 Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.
   18 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

От Луки, гл. 16, ст. 19-31

   19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
   20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
   21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
   22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
   23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
   24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
   25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь -- злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
   26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
   27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
   28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
   29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
   30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
   31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

«И В АДЕ, БУДУЧИ В МУКАХ…»

Неделя 22 по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Как буднично и просто звучат эти слова: «Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках…» (Лк.16.22,23)! Умер, похоронили и – в ад! Прямая и неизбежная дорога. Иногда, «во дни сомнений, во дни тягостных раздумий», кажется, что другой и не существует, что Лоно Авраамово – Царство Небесное, Рай Божий – удел ничтожного меньшинства избранных, удел, до которого нам, простым грешным людям, просто не дорасти, не дотянуться, не дожить. И ужасная участь мечтающего о капле прохладной влаги богача представляется сколь печальным, столь и неизбежным исходом жизни.

А между тем Великая Книга, которую мы читаем ежедневно за богослужением, Самим Спасителем названа «Евангелием Царствия» (Мф.4.23), то есть Благой вестью о предстоящей всем нам Вечной Жизни в этом Царствии Любви и Света. А среди притч, рассказанных Христом Своим ученикам, несколько – именно о нём, о Царстве нашего Бога, к которому все мы призваны как «сыны Царства» (Мф.8.12). И только однажды во всём Священном Писании, в сегодняшнем фрагменте Евангелия от Луки, с некоторыми подробностями описывается это место, где «будет плач и скрежет зубов» (Мф.13.42).

Ясно, что Бог не хочет, чтобы мы мучились «в пламени сем» (Лк.16.24), но чтобы вместе с Лазарем оказались в блаженном покое Лона Авраамова. Очевидно, что Бог призывает каждого из нас в соучастие в этом Царстве праведников, что Он хочет нашего спасения и вечного блаженства, ибо только для этого «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3.16).

«О, одиночество! Как твой характер крут»! Он действительно крут, характер одиночества. Ведь ад – это не что иное, как абсолютное одиночество, совершенная самоизоляция от мира, от ближних и дальних, от Бога. Это место, где умирает всякое чувство жалости, сочувствия, солидарности, где никто никого не жалеет, где некому «омочить палец в воде» (Лк.16.24), чтобы облегчить страдания ближнего, потому что ближний ещё в своей земной жизни самоизолировался, закрылся от всего, что нарушает размеренный покой его блистательных пиршеств, отвлекает его душу и его тело от наслаждения. Он стал тем самым «малакией», то есть, по-гречески, изнеженным и чувственным существом, про которое апостол Павел в Послании к Коринфянам прямо говорит, что таковые «Царства Божия не наследуют» (1 Кор.6.9). И Лазарь вовсе не из мстительной жадности не выполняет просьбу несчастного неженки, а потому что сам адский узник по-прежнему остаётся верен себе: он всё так же, как и в земной жизни, занят самим собой.

Этот вопль гордецов всех времён и народов: «Никто меня не понимает!» – свидетельствует только о том, что и сам вопящий никого, кроме самого себя, в мире не видит, ничьих проблем знать не хочет, а хочет только одного – самоуслаждения, то есть того, что на языке сегодняшней притчи Христовой называется «блистательным пиршествованием». Богач оказался в адской изоляции вовсе не потому, что Бог – жесток, а потому, что всей жизнью своей, всем образом мыслей и действий своих он давно уже отделил себя от рода человеческого, оказавшись совершенно неспособным к элементарному сочувствию.

Вот почему всякое наслаждение, всякая сладость так опасны. Они легко превращаются из невинных радостей во всепоглощающую страсть, которая неизбежно делает человека своим рабом. А уж дальше, по слову того же апостола Павла, порабощённые сластолюбием легко «заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим.1.25).

В Вечной Жизни, в будущем веке не будет ничего такого, что могло бы утешить ненасытимую утробу, желающую всё новых и новых наслаждений. В Царстве Божием есть только Бог. Все так называемые «простые человеческие радости», все страсти и привязанности – от вполне невинной, как кажется, привычки смотреть по вечерам любимый телесериал до патологической зависимости от удовольствия, приносимого едой или питьём, – могут стать тем «камнем на шее», который утянет в адскую бездну. Так и случится, если мы не овладеем искусством обходиться без необходимого, если не научимся жить даже без привычных удобств и невинных удовольствий, предпочитая им всем возможность всегда быть рядом и ради Того, Кто Один способен утереть «всякую слезу» (Откр.7.17), Кому Одному дано утешить и ободрить всех «труждающихся и обремененных» (Мф.11.28). Потому что как бы ни уповали мы вместе с богатеем из притчи Христовой на молитвенную помощь Авраама и Лазаря, всех святых и праведных подвижников благочестия Церкви Христовой, сколь бы усердно ни ставили пред их святыми иконами рублёвые свечки, – всё будет напрасно, если забудем мы строгое предупреждение нашего Бога и Спасителя: «где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк.12.34). Аминь.

3 ноября 2002 г.

Священник Сергий Ганьковский

03.11.2002


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.