Русская православная церковь - Московская епархия - Ивантеевское благочиние
Московская область, г. Королев

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "ОТЦЫ ПЕРВОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА."


Неделя 7 по Пасхе, святых отцов I Вселенского собора

Деяния, гл. 20, ст. 16-18; 28-36

   16 ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.
   17 Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви,
   18 и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами,
...
   28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.
   29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;
   30 и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.
   31 Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.
   32 И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными.
   33 Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал:
   34 сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.
   35 Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: "блаженнее давать, нежели принимать".
   36 Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился.

От Иоанна, гл. 17, ст. 1-13

   1 После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя,
   2 так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.
   3 Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.
   4 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.
   5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.
   6 Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.
   7 Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,
   8 ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.
   9 Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.
   10 И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.
   11 Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.
   12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.
   13 Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

ОТЦЫ ПЕРВОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА.

Неделя 7 по Пасхе, святых Отец.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Как некогда Бог, Творец мира, завершив творение, опочил от дел Своих, так и ныне Сын Божий завершает Своё служение на земле. Завершает то, для чего Он и был послан: искупление падшей твари Своей крестной смертью, дарование этой твари вечной жизни Своим животворящим Воскресением, возведение нас, детей Адамовых, в небесные обители преславным Вознесением Своим.

Сын и Отец – одно. Мы, христиане, узнаём это, созерцая духовными очами дивные дела Божии, размышляя о таинственных событиях Священной Истории, каждый день вдумываясь в непостижимые в своей простоте слова Символа Веры – короткого и ёмкого исповедания того, что Церковь знает о своём Боге.

Сегодня воскресение Святых Отцов, сегодня день памяти тех, кто так забыл себя, настолько отказался от самости и так полюбил Бога, что смог ещё при жизни проникнуть в Тайну Божества, соединиться с Истиной и при этом, оставшись человеком, изречь эту Истину на человеческом языке. Святые Отцы Первого Вселенского Собора были теми людьми, кто милостью Божьей, благодатью Святого Духа впервые в мире смогли произнести слова, которые, оставаясь словами обычного человеческого языка, стали подобными огненным глаголам, начертанным Перстом Божиим на каменных Скрижалях Завета.

Русский поэт Фёдор Иванович Тютчев в одном из своих стихотворений поведал о печальном свойстве падших человеческих существ, об их неспособности, несмотря на то, что обладают разумом, выразить всю глубину собственных чувств и переживаний, неспособности, так хорошо знакомой каждому из нас, когда мы пытаемся объяснить себя, рассказать о себе, когда мы изо всех сил стараемся, чтобы нас поняли, и с отчаянием видим: не понимают! Тютчев сказал об этом так: “Мысль изречённая есть ложь!” То есть мы, может быть, чувствуем и понимаем-то правильно, а вот сказать, подобно тварям бессловесным, не можем. Так бывает, когда у человека слух музыкальный, в принципе, есть, но голос не поставлен, и он, бедолага, ни одной ноты воспроизвести правильно не может. Ему-то кажется, что поёт он и правильно и красиво, и петь ему нравится, а слушателям от такого пения хочется сбежать куда-нибудь подальше.

Так и разум человеческий, когда он видит только самого себя, когда он не очищен покаянием, когда одержим горделивым чувством собственной значительности, вместо Истины о Боге, вместо гармонических и прекрасных созвучий воспроизводит только то, что у него “внутри”: урчание и хрипы. Так начинаются все ереси на свете: человек воспроизводит себя, демонстрирует всем себя, своего бога, бога, который у него “внутри”, нимало не заботясь о том, что задача человеческой жизни – познать Бога истинного.

Вот как сказал об этом наш Спаситель в сегодняшнем Евангелии: “Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа”(Ин.17.3). Таким образом, унаследовать вечную жизнь с Богом можно только узнав Истинного Бога и Сына Божия, отказавшись от своих представлений о Боге, отринув самость и самоуверенность и смиренно последовав за святыми Отцами Первого Вселенского Собора.

На каждой литургии мы все вместе, “едиными устами” и – я верю – “единым сердцем”, поём православный Символ веры, в котором сосредоточено всё, что Церковь знает о Боге. То, что мы поём его “едиными устами”, то есть все вместе, слаженно, дружно, торжественно, – это, безусловно, хорошо. Но как участвует в этом общем исповедании наш разум, наша душа, наше сердце? Правда ли, что мы вдумываемся в каждое слово, правда ли, что мы и в самом деле “чаем воскресения мёртвых”, то есть знаем, уверены, что нам предстоит вечная жизнь, что умереть нам не удастся? Мало просто произносить слова, недостойно мало просто сотрясать воздух, надо бы попытаться жить так, как поём, чтобы слова о вечной жизни, о спасении, о Царствии Божием стали для нас не просто красивыми речевыми оборотами, но содержанием и смыслом нашего бытия. Аминь.

31 мая 1998 г.

Священник Сергий Ганьковский

31.05.1998


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.