Русская православная церковь - Московская епархия - Ивантеевское благочиние
Московская область, г. Королев

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "ВАМ ПРЕДСТОИТ СПАСТИ МИР."


Венчание

Ефесянам, гл. 5, ст. 20-33

   20 благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа,
   21 повинуясь друг другу в страхе Божием.
   22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
   23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
   24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
   25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
   26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
   27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
   28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
   29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,
   30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
   31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
   32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
   33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

От Иоанна, гл. 2, ст. 1-11

   1 На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.
   2 Был также зван Иисус и ученики Его на брак.
   3 И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.
   4 Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой.
   5 Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
   6 Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.
   7 Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.
   8 И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.
   9 Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, -- а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, -- тогда распорядитель зовет жениха
   10 и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.
   11 Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.

ВАМ ПРЕДСТОИТ СПАСТИ МИР.

Слово на венчании.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня, когда вы, Михаил и Марина, пришли к Церкви просить Её благословения и напутствия, я хочу поставить перед вами вопрос: для чего вы вступаете в Брак? Для чего здесь, пред народом Божиим, вы дали Богу и Церкви клятву вечной верности, вечной любви, вечного прощения? Для чего сейчас совершилось венчание вас венцами мучеников? Для чего в то время, когда брак стал притчей во языцех, когда семьдесят из ста вновь образованных семей разрушаются, вы дерзнули, вопреки всему, вопреки духу мира сего, вопреки даже предостережениям Церкви, Которая устами апостола Павла предупреждает вас о грядущих скорбях брака, – вы здесь, пред Царскими Вратами, Вратами, ведущими в Вечность, ныне предстоите?

Для того ли только, чтобы соединиться в семью, “ячейку общества”, как безлико и уныло назвал её один безбожник? Для того ли только, чтобы облегчить себе посредством разделения обязанностей скорбное и тягостное странствие по бытовым колдобинам жизненного пути? Для того ли, что “все так делают, и не хорошо отличаться от всех”? Наконец, для того ли, чтобы, выполняя Божью заповедь, стать началом нового народа, дать жизнь новым чадам Божиим?

Пусть не покажутся вам все эти цели малыми и недостойными. Эти цели, как бы, может быть, иронично я ни сформулировал их, воистину важны и серьёзны. Однако эти цели только тогда приобретают смысл и содержание, когда во главе всего стоит то, ради чего и установил Господь наш таинство Брака, то, ради чего “оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть” (Быт.2.24).

Бог сотворил мир и человека в нём совершенными, безгрешными и потому бессмертными. Человек грехом разделения разрушил гармонию мира и превратил в развалины дивную красоту рая. Сначала Адам разделился сам в себе, уничтожив единство воли, бывшее в нём, преслушанием воли Божьей. Разделение воли в Адаме принесло ему и нам, его потомкам, смерть, ибо “всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет” (Мф.12.25). Затем результатом разделения, растления Адамова стало разделение и растление невинной и безгрешной природы. И теперь человечество обитает на проклятой земле, напрасно стараясь самостоятельно, без Бога, упорядочить и обустроить эту безнадёжно больную землю.

Но Бог не оставил возлюбленное Своё творение. Он дал нам Церковь и в ней средства спасения как для человека, так и для всей Вселенной. Эти средства спасения называются Таинства. Я хочу, чтобы вы помнили, что Таинство Брака – это, в первую очередь, средство спасения. Как писал Святитель Василий Великий: “Единое человеческое естество рассечено грехом на множество враждующих частей. Воплощение на земле Единородного Сына Божия открыло возможность восстановления единства естества человеческого”. Церковь знает, что прежде всего именно в браке, как пути, общем для большинства людей, может осуществиться идеал Любви, то есть нечто радикально противоположное разделению, греху и распаду.

Среди разброда и шатания, среди всеобщих поисков врагов и виноватых в несчастьях общественных и личных, поисков, которые увлекли не только “внешних”, но даже и нас, пастырей Церкви Христовой, вы совершаете шаг героический. Вместо сетований и жалоб, вместо бесплодных и убогих попыток найти виноватого, вы созидаете то, что и самим силам ада никогда не одолеть. Вы созидаете малую Церковь.

Вам будет трудно. Может быть, когда-нибудь кто-то из вас даже решит, что задача непосильно трудна. Не унывайте и не отчаивайтесь. Помните: претерпевший до конца спасётся! Помните, что мир стоит, покуда стоит ваша семья. Это не гипербола, это – правда. Не дайте миру погибнуть. Не дайте нам, грешным, впасть в уныние и отчаяние. Вы – наша надежда, как и все те, кто, невзирая на бесконечные соблазны, на собственные несовершенства, на уныние и мучительную порабощённость греху, продолжают прибегать к Таинствам Церкви, в них одних видя способ спасения и путь к Вечной Жизни. Вот зачем существует Брак!

Сейчас Церковь благословит вас иконами Спасителя и Пресвятой Богородицы. Это делается для того, чтобы вы помнили, кому подражать, к чьему примеру прибегать в минуты отчаяния и тоски, и чтобы знали, в какую меру предстоит вырасти каждому из вас. Допускаю, что вы скажете мне: “Помилосердствуй, отче! Где нам понести всё это, где нам взять сил, чтобы вознестись на такие высоты?” Но знайте: не вы одни ужасаетесь тому, что вам предстоит. Даже лучшие из лучших, апостолы Христовы, когда услышали из уст своего Учителя слово об обязанностях мужа и жены, воскликнули в страхе: “Лучше не жениться!” (Мф.19.10). Не отчаивайтесь! Помните, что Богу всё возможно, и что “Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи”, не оставит и вас, и что наконец есть только один способ исполнить Закон Христов – носить тяготы друг друга.

Вот и несите друг друга по жизни бережно и терпеливо, и да поможет вам в этом Бог! Аминь.

6 сентября 1998 г.

Священник Сергий Ганьковский

06.09.1998


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.