Русская православная церковь - Московская епархия - Ивантеевское благочиние
Московская область, г. Королев

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "УПАВШЕЕ ПРИ ДОРОГЕ."


Неделя 21 по Пятидесятнице

Галатам, гл. 2, ст. 16-20

   16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
   17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
   18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
   19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
   20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

От Луки, гл. 8, ст. 5-15

   5 вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;
   6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
   7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;
   8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
   9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
   10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
   11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;
   12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;
   13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
   14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;
   15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Неделя 21 по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

“Семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись” (Лк.8.11,12). Когда наш современник слышит повествование о диаволе, его воображению, испорченному художественной, то есть секулярной, внецерковной литературой, представляется некое отвратительное животное, являющее собой безобразный гибрид свиньи, козла и собаки. Это мерзкое существо, хитрое, но трусливое, злобное, но туповатое, которое в общем достаточно легко одолеть или обмануть: надо только быть решительным и смелым. Про человека, не боящегося такого существа, недаром говорится: “Ему сам чёрт не брат”.

Есть и другой, не менее известный, литературный образ диавола: мудрый, всезнающий, могущественный, хитрый, страшноватый, но обаятельный, – ну, просто какой-то иностранный профессор! Большинство наших современников не верит ни в реальное существование рогатого и волосатого с хвостом, ни тем более – в “иностранного профессора”, полагая, что и тот и другой суть порождения фольклора или неуёмной фантазии литераторов. Потому и общение с бесами современному человеку вовсе не страшно, и случись, не дай Бог, какому-нибудь чёрту появиться на улице, скажем, нашего города, местные мальчишки забросали бы его камнями, а добропорядочные граждане при помощи милиции срочно организовали бы облаву с целью изловить неведомое миру животное и водворить его в клетку для всеобщего обозрения и изучения. Разве не так ведут себя специалисты по “летающим тарелкам”, охотники за так называемым “снежным человеком”, все эти исследователи “паранормальных явлений”, все эти “контактёры”, которых в старые добрые времена называли просто и ясно бесовидцами, то есть теми, кто якшается с падшими духами, общение с которыми считалось предосудительным и безусловно греховным?

Церковь знает, что бесы – не плод больного воображения художников. Христиане знают, что диаволу очень бы хотелось, чтобы люди не верили в его существование, а если уж и верили, то представляли бы его именно таким: глупым свиноподобным козлом или обаятельным “иностранным профессором”. Диавол хочет, чтобы мы не верили в него, а если бы и верили, то, уж конечно, не боялись бы.

А между тем диавол и бесы, его слуги и ангелы, – страшная реальность, причём реальность нашей повседневной жизни. Любой из нас может считать наивными и несерьёзными сказочные, поэтические представления и суеверия, которые примешались к тому, что Церковь знает о бесах, но никто не должен игнорировать свидетельство Священного Предания о них. Никто не должен забывать, что падшие ангелы, ставшие в нашем мире символом зла, – сами злы, безусловно и неизбывно, что всё исходящее от них смертельно опасно, что всякое добровольное общение с ними, хотя бы и из любопытства, – тягчайшая измена Богу. И наконец, что хотят эти мерзкие твари всегда одного – нашей погибели, нашей смерти, в том числе смерти и погибели тех, кто сознательно выходит на общение с ними и служит им. Бога можно умолить, потому что Бог – Любовь. Диавола умолить нельзя, его нельзя задобрить, к нему нельзя подстроиться, потому что он – персонифицированное зло. И когда сатанист служит диаволу, когда экстрасенс общается с неведомыми духами, пусть не рассчитывают на поблажку: отец лжи по-прежнему хочет только одного – нашей погибели, кем бы мы ни были, кого бы из себя ни стремились изобразить.

Одна радость: бесы не всесильны. Одна надежда: Всемогущий и Любящий Бог, который, по слову пророка, “не хочет смерти грешника” (Иез.33.11), силен помочь даже погибающему, даже падающему в бездну. Потому и предупреждает нас Господь в сегодняшней притче о сеятеле, сеющем Слово Божие, потому и призывает ко вниманию к этому Вечному Слову, потому и предостерегает от самочинного толкования священных текстов: диавол не хочет, чтобы мы уверовали и спаслись. Диавол хочет, чтобы Слово Божие мы воспринимали как поэтическую сказку, как некую вечную и туманную мечту человечества о Золотом веке, чтобы церковь была для нас этнографическим заповедником, где сохраняются древние верования и традиции неграмотных и тёмных наших прадедушек и прабабушек. И чтобы мы были озабочены только одним – как бы нам раз в году куличи посвятить, водицы крещенской набрать да на родительскую субботу свечку за упокой бабушкиной души поставить!

Вот как похищается слово Божие из наших душ, вот как “при дороге” падают зёрна, брошенные щедрой рукой Сеятеля. Вот какие “птицы” выклёвывают из сердец наших благое сеяние Христово. Вот почему так важно помнить: это не к ним только, очень и очень давно жившим людям, обращена эта притча нашего Спасителя. Она обращена и к нам, людям двадцать первого века от Рождества Христова. Она обращена к нам, чтобы мы, имеющие уши, – услышали, чтобы мы, имеющие глаза, – увидели. И чтобы семя, посеянное в нас Господом, сохранилось в добром и чистом сердце нашем и принесло плод в терпении. Аминь.

29 октября 2000 г.

Священник Сергий Ганьковский

29.10.2000


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.