Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
31.10.2004
30.10.1994
01.11.1998
31.10.1999
29.10.2000
28.10.2001
27.10.2002
27.10.2002
26.10.2003
30.10.2005
31.10.2010
Неделя 21 по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Когда три года тому назад в Москве были взорваны жилые дома и сотни людей нашли мучительную смерть под их обломками, многие из нас убеждали и себя, и других, что эти взрывы устроили спецслужбы нашего же собственного государства. Когда год тому назад в далёкой стране за океаном в результате жестокого террористического акта погибли уже тысячи ни в чём не повинных людей, многие из нас говорили: «Так им и надо!», – кощунственно прибавляя, что это Бог наказал спесивых и самодовольных американцев.
Что нам сказать теперь? Кого в этот раз мы будем обвинять в уже пролившейся крови, в страданиях и муках братий, сестёр и чад наших? Может быть, опять с важным и таинственным видом мы дадим понять окружающим, что уж кому-кому, а нам-то известно, чьих это рук дело? Или всё-таки поймём наконец, что если Бог и хочет кого-то этим несчастьем, этой трагедией вразумить, так это тебя да меня? Бог хочет от нас понимания того, что это от наших личных грехов умножается и растёт зло на несчастной нашей земле!
Кому война, а кому – мать родна. Кому страдания и слёзы, а кому – повод лишний раз блеснуть своей вящей осведомлённостью, поругать «бестолковую власть, которая в очередной раз доказала свою несостоятельность», лишний раз набрать политические очки… Экраны телевизоров, газеты, радиоэфир, вагоны электричек и магазины ныне заполнены буквально толпами «экспертов», точно знающих, что делать армии, а что – милиции, что говорить президенту, а что – парламенту.
Поэтому первое, о чём я прошу каждого из нас: давайте прикусим язык, когда нам захочется порассуждать, посудить да посудачить, когда в очередной раз мы вздумаем давать свои советы тем, кто принимает страшные, мучительные решения. Давайте хотя бы сегодня, хотя бы перед лицом этой трагедии, хотя бы на минуту усомнимся в своих собственных способностях всё и всегда знать и ведать, что и как делать! Да ведь если посмотреть на себя со стороны – это попросту ужасно, когда человек, надуваясь от сознания собственной значимости, собственного права давать советы и спрашивать отчёт у властей предержащих, пользуется чужим горем только для того, чтобы ещё выше вырасти в собственных глазах, вместо того чтобы со слезами сказать своему Богу: «Господи, помоги нам, потому что мы не знаем, что делать!»
Много лет прошло уже с той поры, как впервые прозвучала притча, о которой мы прочитали в сегодняшнем Евангелии. Давно уже «изыде сеяй сеяти семене своего» (Лк.8.5). И кажется, пора уже спросить себя: а каков же плод этого сеяния, выросший в моём собственном сердце? И как раз сегодня, когда наша страна унижена и оскорблена, когда все мы вместе и каждый в отдельности обесчещены и уничижены, самое время вглядеться в эти плоды сеяния Христова в наших душах. Готовы ли мы ответить ненавистью на ненависть, злом на зло, кровью на кровь? В самом ли деле хотим мы того, чтобы немедленно были схвачены и расстреляны их дети, их женщины, их старики? Действительно ли готовы мы применить ветхозаветный принцип: «око за око и зуб за зуб» (Лев.24.20)? И что естественнее, что правильнее делать христианину – убивать, не разбирая правых и виноватых или умирать, защищая невинных?
Тому, кто убеждён, что знает, что делать, и Бог помочь не сможет, потому что как – да и зачем? – помогать тому, у кого и так «всё схвачено»? Так происходит только потому, что, по слову апостола Иакова, «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4.6). Найдутся, найдутся и в мире, и в нашей стране люди, которым достанет «ярости благородной», чтобы свести счёты с супостатами. Но вот найдётся ли молитвенник, возносящий к Престолу Всевышнего тихие слёзные просьбы об утишении всякой ненависти и вражды, о ненавидящих и обидящих нас? Найдётся ли среди нас – и не когда-нибудь, а сегодня, в эти скорбные дни, – человек, способный молить о милости и мире среди злобы и ожесточения?
Это не праздный вопрос. Наш Бог, молившийся на Кресте за Своих мучителей, умер, чтобы мы научились любить и прощать. И вот сегодня, заглядывая в сокровенную глубину своего сердца, мы видим, как это мучительно трудно. Мы сокрушенной душой сознаём, что до святости, до искренней молитвы за «ненавидящих и обидящих нас» нам далеко, как до неба. Но хотя бы и то открывается сокрушённому скорбью сердцу, что ярость и ненависть – грех, что, пережив оскорбление, надо дожить, домолиться, дострадаться до того момента, когда тяжкая обида уйдёт из души, уступая место прощению и любви. И только тогда, когда это произойдёт, сможем мы наконец сказать, что Слово Божие, посеянное в нашей душе, «принесло плод сторичный» (Лк.8.8). Аминь.
27 октября 2002 г.
Священник Сергий Ганьковский
27.10.2002
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.