Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
20.11.1994
22.11.1998
21.11.1999
19.11.2000
18.11.2001
17.11.2002
16.11.2003
21.11.2004
20.11.2005
21.11.2010
Неделя 24 по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Все мы гордецы, и, когда приходит нужда, нам трудно бывает попросить сильного о помощи. Много легче просить за другого. Мне самому как бы ничего и не нужно, я, собственно, для ближнего стараюсь. Такое рассуждение тоже, конечно, гордость! Такое рассуждение – не что иное, как попытка представить себя, прежде всего в собственных глазах, человеком бескорыстным, а стало быть, и праведным.
Но наступает минута, когда нам уж не до игры в праведность. Приходят испытания, при которых отступают в сторону даже соображения приличий. Возникают обстоятельства, когда мы готовы достичь цели если не любой ценой, то уж во всяком случае ценой забвения собственной гордости. Иногда мне кажется, что Господь для того и попускает нам скорби, для того и делает нас участниками или свидетелями страданий близких нам людей, чтобы мы уразумели однажды истинную нужду нашу в Помощнике и Покровителе, в Том, Кто один может спасти и утешить. Чтобы не на словах, а глубинно, внутренне, самыми тайными уголками души, мы осознали однажды, что и в самом деле прав Господь, когда говорит: “без Меня не можете делать ничего” (Ин. 15.5). Может быть, ожесточённой душе, может быть, самодовольному сердцу нужно, чтобы стало по-настоящему больно, чтобы дыхание смерти однажды коснулось нас, чтобы и душа и сердце, наконец забыв о себе, всеми силами своими взыскали бы Того, Кто один спасёт. Чтобы обратились несчастные люди, угнетённые страстями и скорбями, к своему Спасителю.
“Бог спасает нас не без нас”, – это мудрое слово известного русского богослова и проповедника, архиепископа Херсонского и Одесского Никанора, ясно указывает, что добрая воля человека должна совпасть, соединиться с благой Волей Бога, тогда-то и совершается, это-то и будет настоящее чудо. Святитель Феофан, Затворник Вышенский, так прямо и пишет в одном из своих писем: “Чужая молитва помощна не сама по себе… Она прилагается к действующему (человеку), – и без сего ничего сделать не может. Да без сего и Сам Бог ничего не сделает. Всё от вас”.
Непочтительное и оскорбительно-грубое вторжение в чужую жизнь, в чужие дела называется по-русски дерзостью. Способность преодолевать своё собственное гордое самодовольство, способность так довериться Богу, так возлюбить Его, что позабыть о пропасти, разделяющей Его, вечного и святого, и человека, грешного и смертного, такая способность называется на нашем языке дерзновением. Дерзким мы можем назвать безответственного человека, ворвавшегося в храм Божий во время богослужения, разгуливающего там и вообще занимающегося своими делами, в то время как вся Церковь молится “о мире всего мира”. Дерзновенен же тот, кто вопреки обычаям мира сего, вопреки представлениям о собственной значимости требует от Бога помощи, потому что на своем печальном опыте знает, что кроме Бога ему не поможет никто.
Такое знание дорогого стоит. Такое знание, рождающее дерзновение, стоило бедной кровоточивой женщине всего её имения, то есть всего состояния её, которое она издержала на врачей. Да что деньги! Такое знание стоило начальнику синагоги Иаиру всего, чего он добился в течение своей долгой жизни: человеческого признания, общественного статуса, наконец и денег, которые он, по всей видимости, получал в вознаграждение за свои труды в синагоге. И вот теперь этот церковный вельможа должен был всего лишиться, потому что за общение с ненавистным иудейским начальникам Иисусом люди отлучались от синагоги, изгонялись из общества добропорядочных граждан, становились изгоями родного народа. Попробуйте-ка примерьте на себя: как жить, когда тебя объявили вне закона, когда от тебя с презрением и гневом отвернулись те, кто ещё вчера подобострастно кланялся и заглядывал в глаза?
Для того, чтобы такое случилось, для того, чтобы кровоточивая женщина, рискуя быть побитой камнями (потому что эта болезнь делала её нечистой, скверной, и не дай Бог кто-нибудь из окружающих узнал бы о её скорби), продиралась сквозь толпу, конечно, невольно прикасаясь к сотням людей, – для всего этого нужно было дерзновение человека, который наконец понял, что только в Нём, Спасителе и Искупителе, “путь и истина и жизнь”.
Пока нас томят явные и смутные желания мира сего, пока мы ищем утешения в дружеских словах, в объятиях любимых, пока мы изо дня в день рассчитываем на свои силы, на свои таланты, на свои связи, пока мы надеемся “на князи, на сыны человеческия”, пока всё это владеет нами, мы можем быть вялы, ленивы или дерзки, но никогда при таком раскладе нам не сделаться дерзновенными, никогда при таких упованиях нам не стать Божьими. Однако наступает посланный любящим нас Богом момент истины, и человек забывает о своём так называемом достоинстве… Человек забывает о том, что может потерять всё, что имеет, и вот тогда – духовно нищий – он слышит голос своего Спасителя: “Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя; иди с миром”. Аминь.
21 ноября 1999 г.
Священник Сергий Ганьковский
21.11.1999
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.