Русская православная церковь - Московская епархия - Ивантеевское благочиние
Московская область, г. Королев

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "НИКТО НЕ МОЖЕТ СЛУЖИТЬ ДВУМ ГОСПОДАМ."


Неделя 3 по Пятидесятнице

Римлянам, гл. 5, ст. 1-10

   1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа,
   2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.
   3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение,
   4 от терпения опытность, от опытности надежда,
   5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
   6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.
   7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.
   8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.
   9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.
   10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.

От Матфея, гл. 6, ст. 22-33

   22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;
   23 если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
   24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
   25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
   26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
   27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
   28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
   29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
   30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
   31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
   32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
   33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

НИКТО НЕ МОЖЕТ СЛУЖИТЬ ДВУМ ГОСПОДАМ.

Неделя 3 по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Вся проблема нашей христианской жизни, по большому счету, сводится к одной трагически-неразрешимой для нас коллизии, на которую указывает нам сегодня Сам Спаситель: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф.6.24). Не можем, но – в тайне все равно желаем! Не должны, коль скоро мы – христиане, но порой так хочется жить по принципу, чтобы и волки были сыты, и овцы целы!

Само собой понятно, что хотим-то мы не каких-то там экзотических страстей и переживаний. Голос «древнего змия», от начала времен соблазняющего нас, никогда не называет вещи своими именами, он предпочитает другую терминологию. Обольститель прельщает нас не заморскими глянцевыми красавицами и сундуками, полными золотых пиастров, он вновь и вновь говорит нам о «простых человеческих радостях», о «нормальном житейском счастье». Враг рода человеческого хорошо знает, что легко решиться на борьбу с «угаром похоти» и очень, очень трудно не поддаться соблазну этих самых «житейских радостей»! Поэтому, чтобы погубить такого человека, как, скажем, я, ему не нужно тратиться на сундук с золотом, ему достаточно мне внушить, что все мои желания – законны, что поскольку я – человек, то ничто человеческое мне не должно быть чуждо, а потому всякая моя похоть естественна и на этом простом основании должна быть осуществлена.

А далее всё идёт как по маслу, точь-в-точь как в известной сказке: «Не хочу быть столбовою дворянкой, а хочу быть вольною царицей». То есть желания наши не останавливаются на достигнутом, но «приходят от силы в силу» (Пс.83.8), и если ещё вчера был жидок суп, сегодня стал мелок жемчуг. И всё это под «смиренным» знаменем «простого человеческого счастья»!

Для того чтобы остановить эту эскалацию желаний, для того чтобы вернуть человека, соблазнённого искусителем, на его духовную родину, в Царство Небесное, наш Господь говорит нам сегодня слова, которые трудно безропотно вместить гордому человеческому разуму: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?»(Мф.6.25) Остановим негодующий вопрос, уже кипящий в «возмущённом разуме»! Наш Спаситель не предписывает нам ходить нагишом и отказываться от пищи, Он призывает нас не становиться рабами мира сего и не забывать, что настоящая цель нашей жизни – не обслуживание своих бесконечно растущих потребностей, а неустанное возрастание «в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром» (Еф.4.13,14).

Нам предстоит стать христианами, то есть Христовыми, не по названию только – такое право даёт простой факт крещения, – но по сути и внутреннему содержанию. Чтобы на Небе, то есть в Божьем мире, нам было хорошо и радостно после неизбежного перехода туда, необходимо здесь, в мире дольнем, пусть потихоньку, пусть медленно, но отказываться от дольнего, земного, тленного и взращивать в себе пока ещё слабые ростки благодати Духа Святого, дивные Его дары, о которых апостол Павел пишет, что они суть «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5.22,23).

Нам предстоят два господина, которые равно претендуют на нашу благосклонность. Один из них, вкрадчиво ласкаясь, давно уже обещает то полное уподобление неким неведомым богам (Быт.3.5), то «все царства мира и славу их» (Мф.4.8) разом. В обмен он требует нашу душу. Всю целиком, без изъятий.

Другой – хочет того же. Он тоже требует отдать Ему всё, что есть у человека, всё, чем сам человек может свободно распорядиться. Он прямо говорит: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф.22.37), потому что ни разум, ни здоровье, ни самая жизнь человеку не принадлежат, они – дар Божий. Отдать можно только свою любовь, только своё сердце, ибо насильно любить не заставишь, как ни бейся.

И в ответ на всецелую и верную любовь Господин обещает нам не только скорбь и слёзы в мире сем «прелюбодейном и грешном» (Мк.8.38), не только гонения, ненависть и убийство (Ин.16.2), но и радость бесконечную, но и жизнь неувядаемую, но и Свет Невечерний в Доме Отца Своего, где «обителей много» (Ин.14.2).

За нами – выбор. Нам самим определять, чего мы хотим и кому верим. Нам самим и без посторонней помощи придётся выбирать и сегодня, и завтра, и на Страшном Суде Господнем. А выбирать всегда и трудно, и жутко. Вот почему хочется, чтобы выбор этот за нас сделал кто-то другой. Вот почему, надеясь на Царство Божие, мы всё-таки не всегда и не враз готовы пожертвовать земными радостями, благополучием и беззаботностью, сытостью и покоем.

Однако затем мы и «собираемся в церковь» (1.Кор.11.18), чтобы научиться делать этот выбор, чтобы суметь, наконец, принести эту жертву Богу, потому что, по неложному Его обетованию, «никто не может служить двум господам» (Мф.6.24). Служить придётся – одному. Тому, кого мы выберем сами. Аминь.

6 июля 2003 г.

Священник Сергий Ганьковский

06.07.2003


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.