Русская православная церковь - Московская епархия - Ивантеевское благочиние
Московская область, г. Королев

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "ВОЗЬМИ КРЕСТ СВОЙ..."


ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ

1 Коринфянам, гл. 1, ст. 18-24

   18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, -- сила Божия.
   19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
   20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
   21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
   22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
   23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
   24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;

От Иоанна, гл. 19, ст. 6-11, 13-20, 25-35

   6 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.
   7 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.
   8 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.
   9 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.
   10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?
   11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.
...
    13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.
   14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!
   15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
   16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.
   17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;
   18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.
   19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.
   20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-- еврейски, по-гречески, по-римски.
...
    25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
   26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.
   27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
   28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.
   29 Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его.
   30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.
   31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, -- ибо та суббота была день великий, -- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
   32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.
   33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,
   34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.
   35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.
Проповеди священника Сергия Ганьковского
  1. ВОЗЬМИ КРЕСТ СВОЙ...

    27.09.1994

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня мы празднуем Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот великий церковный праздник читается удивительное апостольское послание. Апостол Павел говорит нам: “Слово бо крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть” (1 Кор.1.18.). Как это понять? Почему рассказ о распятии на Кресте Бога – безумие для погибающих? Что такое юродство, то есть глупость, – отношении к Кресту?

Есть люди, именующие себя христианами, которые не почитают Крест Христов. Они обвиняют нас, православных, в том, что мы поклоняемся орудию казни. “Это всё равно, – говорят они, – что поклоняться виселице, ружью, пушке, топору палача. Как можно покланяться кресту, который есть орудие смерти?”

Отвергающие поклонение Кресту на самом деле отвергают самого Господа Нашего Иисуса Христа, потому что Господь наш воистину умер на Кресте за грехи наши. Умер для того, чтобы таким образом открыть нам дорогу в Царство Небесное.

Да, Господь наш умер, но Он и воскрес! Если бы Он не воскрес, если бы Он не был Бог, Его смерть на Кресте не стала бы поразительным, уникальным событием мировой истории, а была бы, конечно, очень страшным, очень жестоким, но всё же вполне рутинным происшествием, какие не однажды случались на громадных пространствах империи римлян. Наш Господь воскрес, и в свете этого воскресения стала осмысленной и непостижимо великой крестная Голгофская Жертва Сына Божия. Поэтому не орудию казни поклоняемся мы, но Богом установленному средству нашего спасения. Мы спасаемся, мы побеждаем наш собственный грех Крестом Спасителя Нашего.

Святая равноапостольная царица Елена отправилась в дальний путь из Константинополя в Иерусалим для того, чтобы обрести Честной и Животворящий Крест Господень. Она предприняла исследования и археологические раскопки для того, чтобы найти Крест. И Господь увенчал успехом её труды. Она нашла Древо Креста. А святитель Макарий, патриарх Иерусалимский, воздвиг Честной Крест, для того чтобы все могли видеть это Священное Древо.

Мы поклоняемся не дереву, не материалу. Мы поклоняемся не форме, не соотношению перекладин. Мы поклоняемся орудию нашего спасения. Реальная возможность вечно жить для каждого человека оплачена Кровью Господа, вечная наша жизнь совершена Жизнью Господа. А мы об этом – забываем, когда совершаем крестное знамение небрежно, как бы отмахиваясь от докучных насекомых, или когда носим нательный крест в качестве украшения, поверх одежды, для того, чтобы все видели: вот какой у меня крест красивый!..

Но ещё важнее помнить вот о чём. Мы с вами называемся христианами не только потому, что мы – Христовы, а ещё и потому, что нам надлежит пройти Христовым путём, нам надлежит, по слову апостола, “распять плоть со страстями и похотями” (Гал.5.24.) на Кресте! Нам предстоит вслед за Спасителем нашим умереть на этом Кресте! Вот что значит – нести свой крест...

Где ещё в мире есть религия, которая говорит: радуйся страданию, благословляй несчастья твои? Эти страдания, эти несчастья – твой личный Крест. Безропотным несением их ты уподобляешься Христу. Не ропщи, но радуйся!

А многие из нас приходят в церковь, чтобы освободиться от Креста. И часто священники слышат: “Пожалуйста, сделайте так, чтобы у меня не было проблем дома, в семье; чтобы я выздоровел; чтобы родственники мои меня любили и уважали, чтобы я никакого ущерба не потерпел...” Нельзя сказать, что эти желания незаконны и греховны. Вовсе нет! Только надо бы нам при этом ясно сознавать, что несение Креста, терпение скорбей – задача жизни христианской.

Давайте задумаемся об этом, давайте подумаем о подвиге царицы Елены, которая обрела Крест Христов и тем самым как бы приняла Его на себя. Давайте возьмём свой крест так, как Господь нас призывает: “Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною”.(Мф.16.24.) Бог зовёт нас взять свой крест, то есть наши скорби, болезни, тяготы греховные, несчастья, – взять и нести их, не отказываясь от этой ноши и не оглядываясь завистливо по сторонам: “А у него-то полегче будет, а у неё-то и вовсе никакого креста нет, это я один так страдаю!” Это – единственный способ спасения: взять крест и следовать за Господом!

И вот, с благоговением взирая сегодня на Крест Господень, вспомним, что мы благословляем не только Тот Крест, Который предлежит нам на аналое, но прежде всего – свой собственный крест. Вот мы сейчас собрались в храме и этим как бы говорим Господу: “Господи, всё, что Ты посылаешь нам, всё нам во спасение: и радость, и горе, и болезнь, и обида, и счастье, и оскорбления ближних, и изобилие плодов земных, и насмешка, – всё это нам во спасение. Всё это может стать способом нашего спасения. Дай нам только сил правильно понять это, дай нам сил не отказаться от креста, дай нам сил принять Крест Твой, чтобы прославиться с Тобою во Царствии Твоём”. Аминь.

27 сентября 1994 г.

Священник Сергий Ганьковский

27.09.1994


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.