Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
23.10.1994
25.10.1998
24.10.1999
22.10.2000
21.10.2001
20.10.2002
19.10.2003
24.10.2004
23.10.2005
24.10.2010
30.10.2011
Неделя 20 по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Когда поздней осенью глядишь на умирание такой ещё совсем недавно роскошной природы, когда видишь, как от ликующей красоты растений остаются одни лишь скелеты обезлиственных сучьев, некоторая печаль нет-нет да и закрадывается в наше сердце, проникает в человеческую душу. Однако в целом осеннее умирание природы представляется нам процессом естественным, нормальным, почти желанным. Почему же тогда всё в существе человеческом так противится даже мысли о смерти самого человека? Почему умирание человеческого организма за долгие тысячелетия существования человека на земле так и не стало для человечества простым и нормальным делом? Если человек и в самом деле продукт эволюции, тогда позволительно спросить: куда же эта премудрая эволюция глядела, почему она, такая предусмотрительная в прочих мелочах, как-то не догадалась вложить в нас некий механизм, который бы помогал нам бестрепетно и спокойно встречать смерть? Встречать её, например, с таким же удовольствием, как мы встречаем сон после трудов дня.
Ссылки на то, что есть в нас некий мощный инстинкт самосохранения, в силу которого, поскольку он нам прирождён, человеку так трудно покидать сей мир, может быть, и хороши, но не универсальны, потому что ни в малой мере не объясняют скорби мужа об умершей жене, не дают ответа на безмолвные материнские слёзы над гробом сына. Премудрая эволюция не отвечает на вопрос: за что? Человек, чуждый вере в Бога, скажет, что природная стихия и не обязана давать ответы на такие вопросы. Но человек пытливый всё же спросит и себя, и равнодушную природу, а рано или поздно и Самого Бога: «А почему тогда эти вопросы возникают во мне, почему я не могу и не хочу мириться со смертью, как ни уговариваю себя, как ни пытаюсь доказать и себе и всем вокруг, что умирать – нормально и совсем не страшно?»
Что бы ни говорили атеисты, христиане знают, что смерть – противоестественна; Церковь знает, что Бог не творил смерти. Само наше неприятие смерти, сам наш страх перед ней ясно свидетельствуют, что смерть – не нормальное завершение жизни, а чудовищная катастрофа.
Всем хороша жизнь безбожника: никаких тебе моральных обязательств, никаких постов, никаких молебствий – ешь, пей, веселись! И только знание о смерти, которое никакой водкой не зальёшь, никаким блудом не вытравишь, – это знание отравляет ему даже самые сладкие минуты жизни.
Наша главная книга, Книга Жизни, называется греческим словом Евангелие, что в переводе на русский язык означает: «Благая весть». Сын Божий и Сын Человеческий, Господь наш Иисус Христос принёс нам, так и не нашедшим самостоятельно ответа на вопрос: почему же мы умираем? – радостное известие о том, что мы никогда не умрём, что жизнь с Богом не может закончиться, потому что Бог вечен и бессмертен, и воцерковлённый, обоженный человек тоже вечен и бессмертен рядом и вместе со своим Богом.
Если бы смерть, гнусное изобретение диавола, торжествовала на земле, если бы она была абсолютным и неизбежным концом всякого существования, тогда зачем Христу Спасителю было бы оживлять сына вдовы наинской? Чтобы этот юноша через несколько лет вновь умер? Не можем же мы в самом деле предположить, что воскрешение этого молодого человека было просто фокусом, просто демонстрацией сверхъестественных способностей: вот-де как я могу! Это сатане впору так глумиться над бедной матерью, а человек, даже отпетый грешник, всё же посовестится, не дерзнёт, я думаю.
Конечно, Господь, пришедший в город Наин, возвращает матери сына, как позже воскресит дочь Иаира и четверодневного мертвеца Лазаря, вовсе не затем, чтобы все эти воскрешенные когда-нибудь вновь умерли. Если всё равно умрут, чего и стараться! Нет, Спаситель этими чудесами свидетельствует нам о Вечной Жизни каждого, а не только этих конкретных людей. Сын Божий для того и стал Сыном Человеческим, чтобы наше человеческое естество могло воскреснуть в Его Божестве.
Иными словами, верующего от атеиста отличает прежде всего знание одной простой истины: человек бессмертен. Смерти нет. Как сказал протоиерей Константин Островский: “Умереть нам не удастся”. Пасха Христова – самый главный праздник христиан – как раз и празднуется в память о том, что человечество, измученное самим собой, измученное болезнями, страхами, ненавистью, получило вдруг ни за что ни про что благую весть о том, что смерти больше нет.
Уверовавший человек, ещё до понимания многих непростых вещей в христианстве, в первую очередь узнаёт хорошую новость, радостное известие, благую весть о собственном бессмертии и о неподвластности смерти всех тех, кого он любит, об их и его Вечной Жизни. Ну, как тут не радоваться, как не порадоваться тому, что тебе просто так, без всяких заслуг с твоей стороны, поднесли подарок необыкновенной ценности и красоты! Причём знание это не сразу осознаётся новообращённым христианином. Должно пройти какое-то время, чтобы он понял, отчего это так переполняет его радость, отчего это мир стал другим – с тех пор как ему открылся Бог.
Любить Бога, благодарить Бога, стараться жить по-Божески можно только тогда, когда понял, нет, даже не понял – почувствовал, а ещё вернее сказать – почуял! – что и какой ценой Бог для тебя, лично для тебя, сделал. Вот что открывается однажды человеку, вот после чего он становится совсем другим, вот что даёт ему силы жить, ликовать, бороться с собой, падать на каждом шагу и всё же не унывать, а по слову апостола – «всегда радоваться». Это знание, это открытие своего личного бессмертия называется у христиан духовным опытом. Духовный опыт каждого человека так же реален, как и опыт физический, так же ясен и чёток, как известная формула 2х2=4, и так же несомненен, как великие географические открытия. Разумеется, не всякий пережил такой опыт. Но заметим, что и не всякому удалось, сидя верхом на бушприте «Санта Марии», завопить не своим голосом: «Земля!», увидев пологие зелёные берега нового материка. Однако это не мешает нам не просто верить в реальность Нового Света, но точно знать, что Америка существует!
Каждое воскресенье – малая Пасха. Каждое воскресенье Церковь призывает нас вспомнить о том, что мы предназначены вечной жизни. Вот почему и сегодня, и всегда наш Бог обращается и к несчастной вдове из галилейского города Наина и к каждому из нас с ласковым призывом: «Не плачь!» Аминь.
24 октября 1999 г.
Священник Сергий Ганьковский
24.10.1999
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.