Русская православная церковь - Московская епархия - Ивантеевское благочиние
Московская область, г. Королев

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "СИЕ ТВОРИТЕ В МОЕ ВОСПОМИНАНИЕ..."


ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

1 Коринфянам, гл. 11, ст. 23-32

   23 Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
   24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
   25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
   26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
   27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
   28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
   29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
   30 Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.
   31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
   32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.

Евангелие

От Матфея, гл.26, ст. 1-20
   1 
Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим:
   2 вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие.
   3 Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы,
   4 и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить;
   5 но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе.
   6 Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного,
   7 приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.
   8 Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?
   9 Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.
   10 Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня:
   11 ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете;
   12 возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению;
   13 истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.
   14 Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам
   15 и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников;
   16 и с того времени он искал удобного случая предать Его.
   17 В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху?
   18 Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими.
   19 Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху.
   20 Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками;

От Иоанна, гл. 13, ст. 3-17
   3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
   4 встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.
   5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
   6 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
   7 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
   8 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
   9 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
   10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
   11 Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.
   12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
   13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
   14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
   15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
   16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.
   17 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.

От Матфея, гл. 26, ст. 21-39
   21 и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
   22 Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?
   23 Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня;
   24 впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.
   25 При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.
   26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
   27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,
   28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
   29 Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.
   30 И, воспев, пошли на гору Елеонскую.
   31 Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада;
   32 по воскресении же Моем предварю вас в Галилее.
   33 Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь.
   34 Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня.
   35 Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.
   36 Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там.
   37 И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать.
   38 Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.
   39 И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.

От Луки, гл. 22, ст. 43-45
   43 Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.
   44 И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.
   45 Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали

От Матфея, гл. 26, ст. 40 - гл. 27, ст. 2
   40 И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?
   41 бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
   42 Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя.
   43 И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели.
   44 И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово.
   45 Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников;
   46 встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня.
   47 И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных.
   48 Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.
   49 И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его.
   50 Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его.
   51 И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо.
   52 Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут;
   53 или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?
   54 как же сбудутся Писания, что так должно быть?
   55 В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня.
   56 Сие же всё было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали.
   57 А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины.
   58 Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец.
   59 Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти,
   60 и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля
   61 и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его.
   62 И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?
   63 Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?
   64 Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.
   65 Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его!
   66 как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти.
   67 Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам
   68 и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?
   69 Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.
   70 Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь.
   71 Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем.
   72 И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека.
   73 Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя.
   74 Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух.
   75 И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько.
   1 Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;
   2 и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.
Проповеди священника Сергия Ганьковского
  1. СИЕ ТВОРИТЕ В МОЕ ВОСПОМИНАНИЕ...

    05.04.1998

СИЕ ТВОРИТЕ В МОЕ ВОСПОМИНАНИЕ...

Великий Четверг.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В 115 псалме, который знаком каждому христианину, регулярно читающему правило ко Святому Причащению, ветхозаветный пророк, царь и поэт Давид говорит: “Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу спасения прииму, и имя Господне призову...” (Пс.115,3-4). Когда-то, в давние ветхозаветные времена, Бог повелел народу Своему в знак памяти и благодарности за избавление от египетского плена совершать праздник Пейсах – Пасху, то есть “переход”, избавление от рабства египетского, переход в свободную жизнь. И вот на пасхальной трапезе в каждой семье, в каждом доме выпивались три чаши вина: чаша горечи в память о горьких годах рабства, чаша веселия в воспоминание о чудесном избавлении от горестной работы фараону и чаша благодарения Господу за великие Его благодеяния.

Как поэт, Давид призывает свой народ благодарить Господа не только во время пасхальной трапезы, но и всегда, постоянно, за каждой трапезой призывая имя Господне и воздавая хвалу Ему. Как пророк, он непостижимым образом предсказывает установление Господом нашим Иисусом Христом Таинства Евхаристии, или Причащения, на Тайной Вечери накануне Своих страданий и крестной смерти.

Таким образом, и самый переход народа Божия по дну Красного моря “немокренными стопами” и спасение людей от яростных преследователей “колесницегонителя фараона” есть, прежде всего, прообраз, предсказание о тех невероятных событиях, которые через две тысячи лет после избавления от египетского плена произойдут на земле Израиля. События эти каждому из нас известны, о них мы за каждой литургией поём в Символе веры: “…нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.”

Сын Божий вочеловечился, принял на Себя бренную человеческую плоть только для того, чтобы каждый сын человеческий получил возможность обожения, соединения с Богом, возвращения в рай. И Господь Иисус Христос перед крестными Своими страданиями рассказывает ученикам, а вместе с ними и нам всем, потому что мы тоже ученики Христовы, – каким образом можно достигнуть обожения, что нужно делать для того, чтобы соединиться со Христом не только мысленно, душевно, но сущностно, то есть всем существом своим. Как и предсказывал в своё время, сам того не подозревая, царь и пророк Давид в своём 115 псалме, Господь призывает нас приобщиться Чаши. Он произносит слова, которые вот уже две тысячи лет Церковь повторяет за каждой литургией: “Пейте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов.”

Итак, чтобы соединиться с Господом, чтобы спастись, чтобы наследовать Жизнь Вечную, нужно причащаться от этой Чаши спасения. И, по слову пророка Давида, чтобы благодарить Господа за все его бесчисленные благодеяния, нужно причаститься всё той же Чаше спасения, а не терять времени в размышлениях, к какой иконе и сколько свечек нужно поставить или какой молебен и какому святому нужно заказать. То есть, конечно, и свечки к иконам ставить необходимо, и святым молебны петь “зело добро есть”, но только тогда всё это имеет смысл, когда совершает эти священнодействия христианин, то есть член Церкви Христовой. А таковым именем, в свою очередь, может именоваться только тот, кто действительно исполняет заповедь нашего Спасителя о причащении Его Тела и Крови.

Кто не выполняет этого Завета Христова, тот не христианин, что бы он ни бормотал о том, что он-де крещёный, и что крест на груди носит, и что Бог у него – кто бы мог подумать! – “внутри”. Где внутри? – вот вопрос...

И вместе с тем нужно, конечно, помнить о страшном предупреждении апостола Павла: “Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней... Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает” (1 Кор.11.27,29,30). Я потому напоминаю вам об этом, что в святые дни Страстной седмицы и особенно сегодня, в Великий Четверг, множество людей, которые сами себя давно от Церкви отлучили, потому что по лени и нерадению не посещают храмы, не молятся за божественной литургией, годами не исповедываются, – такие вот псевдохристиане, уж не знаю почему, решают: “Надо! Давненько я в храме не был. Пойду, причащусь!” И идут, и очень удивляются и даже обижаются, когда священник им на исповеди говорит, что они отпали от Церкви и потому им, прежде чем причащаться, необходимо вернуться в Церковь, постараться вновь стать христианами. А для этого нужно следующее, – не такие уж сложные вещи. Прежде всего – приходить в храм Божий обязательно один раз в неделю, в воскресенье; чаще можно, реже – нельзя. Молиться дома, да не так, как это делает множество духовно умирающих людей, – перекрестят небрежно лоб перед сном, пробормочут: “Прости, Господи!” по привычке и на боковую; молиться дома нужно так, как Церковь велит и духовник советует. И главное – раз, а то и два раза в месяц причащаться Святых Христовых Тайн, предварительно прочитав дома всё немаленькое правило ко Святому Причащению, неделю попостившись, если нет общего поста, и, конечно, после исповеди у духовника.

Мне всегда казалось, что об этом как-то и говорить странно: каждый человек, особенно такой, который считает себя христианином, должен это знать. Куда там! Приносит мать младенца причащать, а он к Церкви не привык, ему страшно, он кричит, батюшку пуще смерти боится, а мать ему, для того чтобы успокоить, нежно так говорит: “Попей, сынок, компотику. Компотик сладенький!” Вот так, буквально. Кровь Христова, на Кресте за нас и грехи наши излитая, – сладкий компотик! Есть ли большее богохульство, совершаемое на глазах у всей Церкви, на глазах у священников? А потом мы спрашиваем, в кого наши дети такими злодеями уродились. И попробуй этой мамаше сказать, что ни она, ни её бедное чадо – уж оно-то ни в чём не виновато – не достойны, не могут причащаться! Что прежде нужно хотя бы попытаться стать христианами. Куда там! Обиды, ненависть, жалобы полетят митрополиту. И понять не хотят, что причащение – в суд и осуждение совершается. В смерть и болезнь, по слову апостола Павла. И священник не по жадности или по скверному характеру не подпускает человека к Чаше, а потому, что боится за него и жалеет его. Ведь Причастие – не орден, не знак отличия, не награда за хорошее поведение. И лишение Причастия – не наказание, не месть за поведение плохое. Иногда – и чаще всего – именно грешнику оно необходимее, нужнее. Никто ведь не пустит за штурвал самолёта пьяного лётчика – это смертельно опасно! Никто ведь не позволит хирургу грязными руками совершать полостную операцию – и это смертельно опасно! Так же опасно и причащаться человеку, который даже не попробовал приготовить свою душу к этому великому Таинству, даже не попробовал очистить, вымыть свою совесть слезами покаяния, которому даже в голову не приходит, что мыть душу раз в год – мало: душа грязью зарастёт.

Мы сегодня собрались в храме для того, чтобы исполнить завет Христов: “Сие творите в Мое воспоминание”. Давайте же вспомним, какой ценой куплена наша жизнь, Чья Кровь была излита “нас ради человек и нашего ради спасения” на Голгофе. Давайте сегодня, вот прямо сейчас ужаснёмся этой Жертве, ужаснёмся своему недостоинству и, причащаясь Святых Христовых Тайн, попросим у Спасителя нашего, чтобы Он оживил наши замёрзшие сердца, наши омертвевшие души. Соделай, Господи, да не в суд и не во осуждение будет нам причащение Святых Твоих Тайн, но во оставление грехов и в Жизнь Вечную. Аминь.

16 апреля 1998 г.

Священник Сергий Ганьковский

05.04.1998


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.