Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
21.02.1999
12.03.2000
25.02.2001
17.03.2002
09.03.2002
22.02.2004
13.03.2005
05.03.2006
06.03.2011
Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания.
Прощеное воскресенье.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Пришло время «весны постной», «наступил уже час пробудиться нам от сна» (Рим.13.11), ибо совсем скоро печальные чёрные облачения покроют наши храмы и радостные вседневные песнопения сменит скорбь великопостных распевов. Но несмотря на близость этих печальных дней, душу нашу наполняет сегодня чувство, которое можно назвать чувством Великого Упования или Великой Надежды. Впереди – печаль, но сердце наше готово почему-то принять её, более того – довериться и открыться ей.
А происходит это потому, что мы помним слова нашего Спасителя, которые Он обратил к Своим ученикам в преддверии грядущей разлуки: «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин.16.20).
Это происходит потому, что пост, в который мы вступаем ныне, не разлучает нас со Христом, но «обещает встречу впереди». Так происходит потому, что даже в горестных великопостных мелодиях, как отдалённое эхо, как едва слышный мотив, обострённый духовный слух уже различает ликующие звуки песнопений Светлого Христова Воскресения. Ибо пост для нас, христиан, – не столько напоминание о роковой неизбежности голгофского склепа, сколько радостное исповедание благой вести о том, что этот символ торжествующей смерти оказался пуст, что «гроб и умерщвление не удержаста» Пречистой Плоти.
Зачем и поститься, если нет надежды? Зачем совершать усилия, если безжалостная смерть станет неизбежным итогом любой жизни? Поэтому наш пост – это свидетельство нашей искренней веры в осмысленность человеческого существования, это знак нашей неистребимой надежды на то, что каждый из нас причастен Вечной Жизни, это посильная жертва нашей любви к Богу.
Недаром Сам Спаситель обращается ко всякому восходящему в поприще поста с радостным призывом: «…когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое» (Мф.6.16,17).
Но не только о нашем внешнем благообразии печётся Господь, Забота Божия – прежде всего о нашей душе! О той самой бессмертной и вечной душе человеческой, рядом с которой меркнет всё золото мира, вся слава империй, всякое суетное превозношение людской гордыни, ибо «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф.16.26).
И вот пост – это время, когда христианин должен покаянными слезами, как живой водой, омыть свою душу – тот самый сокровенный в тайне лик цельнокупного человеческого существа, ради вечного бытия которого и была принесена Голгофская Жертва. Однако сделать это он должен так же тайно, как тайно открывает он свои грехи на исповеди, и тогда, сообразно обетованию Господа, «Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6.18).
Когда Господь говорит нам: «помажь голову твою» (Мф.6.17), – Он, конечно, не о нашей причёске заботится. Христос, как и Его апостол, напоминает нам о другом – о главном: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1.Пет.3.3,4). Наш Бог напоминает нам о том, как возлиянием елея помазания на голову простого смертного человека ему, грешному и слабому, была сообщена благодать Святого Духа (Лев.8.12), «всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи». Он призывает нас принять эту врачующую и восполняющую благодать, с тем чтобы оградить ум и сердце своё от насилия греховных помыслов, чтобы голова человека, его разум, этот координационно-вычислительный центр личности, был защищён во время яростной духовной брани поста от «наветов вражиих», от атаки греховных помыслов, от всего того, с чего начинается всякий грех.
Ныне пришёл час пробуждения (Рим.13.11)! Ныне настало «время благоприятное» (2.Кор.6.2)! Хоть и плачет сегодня Адам об оставленном Рае, но в самих слезах его, в самих его стенаниях прозябает надежда! Ибо мы помним о том, какие жертвы были принесены во имя возвращения падшего в дом Отца своего. Мы верим в Бога, Который «не хочет смерти грешника» (Иез.33.11). И в долгом пути нашего постного странствия мы не забудем призыва Спасителя: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11.28-30). Пусть же и каждому из нас «лёгким и благим» покажется бремя Великого поста, у порога которого мы с вами стоим ныне. Аминь.
13 марта 2005 г.
Священник Сергий Ганьковский
13.03.2005
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.