Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
27.12.1998
24.12.2000
30.12.2001
29.12.2002
28.12.2003
26.12.2004
25.12.2005
26.12.2010
Неделя 28 по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Неужели, сохрани Боже, настанут времена, когда ответом на зов Домовладыки: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные» (Мф.11.28) – будет лишь звенящая тишина? Неужели придёт час, когда и вправду некому будет заполнить наши храмы? Неужели и нам суждено повторить печальную судьбу народа Божия, который «за одну снедь отказался от своего первородства» (Евр.12.16) и за право властвовать на земле отдал право соцарствовать со Христом на Небе? А что же тысячелетняя история нашего народа, который и народом-то стал, и выжил, и не растворился среди окружающих племён только потому, что «едиными усты и единым сердцем» исповедал своим Царём и Господом Того, Кто родился в хлеву Вифлеемском?
Да, заслугами отцов, святостью предков их «духовным капиталом» какое-то время жить можно. Но так же как ветшают со временем даже каменные храмы, покинутые и забытые христианами, опустевают и души людские, если не возгревать в них дары Духа Святого, если не умножать полученные от Бога таланты (Мф.25.15) веры, если всякий раз, когда Бог зовёт тебя на вечерю любви, отзываться отказом, ссылаясь на заботы дня.
И ведь не только целые народы зовёт Бог, Он, конечно же, зовёт каждого человека. Этот зов невозможно не расслышать, как невозможно не обратить внимания на колокольный благовест. Но «род лукавый и прелюбодейный» (Мф.12.39) всякий раз, заслышав голос колокола, делает вид, что этот призыв или не к нему относится, или зовёт совсем в иную сторону. «Я три года посещаю лекции по православному вероучению», – заявила мне одна дама в ответ на вопрос, отчего же это она в церковь-то не ходит. Другой человек, почитающий себя активным христианином, громадную часть своей жизни проводит в поездках по монастырям, однако при этом умудряется исповедываться и причащаться хорошо если раз в год. Когда ему! Он душу свою спасает! Третьему тоже некогда отозваться на зов Господень, потому что он – борется! Он в крестных ходах участвует да в «стояниях протеста»! Где тут выкроить время для вечери любви, где тут собраться на литургию?
Есть десятки других способов симулировать духовную жизнь, которая на самом деле есть не что иное, как исполнение заповеди Христовой. «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22.19) – так наш Бог говорит о нашем участии в благодарственной Жертве Евхаристии, которую ежедневно совершают верные в православных храмах. И вот, вместо того чтобы просто исполнять завет своего Спасителя, вместо того чтобы заняться непосредственно тем, к чему призывает нас Господь, то есть покаянием и благодарением, мы начинаем, «как бы сговорившись, извиняться» (Лк.14.18). Каждый из нас готов оправдываться перед своим Господом, зовущим возлюбленных чад Своих на «вечерю велию» (Лк.14.16), тем, например, что мы исправно и внимательно читаем дома акафисты и каноны или прилежно кладём земные поклоны.
Лукавый человек «последних времён»(1Ин.2.18) само исполнение важнейшей заповеди своего Спасителя, заповеди о еженедельном совершении Святой Евхаристии, умудряется превратить в какую-то недостойную игру, ставя своему Богу условия: «Поскольку я посещаю церковь не один раз в неделю, а, скажем, пять, то и приходить на службу могу, когда захочу. Захочу – приду к началу, захочу – к концу!» Поэтому, обратите внимание, наш храм, Дом Божий, наполняется народом только к самому концу службы.
Наконец, даже явившись вовремя, можно таким образом устроиться, что вместо сосредоточенной и внимательной молитвы мы, так сказать, «дарим» Богу свою внутреннюю суету, погружённость в посторонние помыслы или, например, непомерно ревностное исполнение послушаний церковных: коли мне вменено следить за подсвечником у иконы, так я буду его обихаживать так, что забуду обо всём на свете, даже о том, что пришла пора сосредоточенной и благоговейной молитвы: мне можно – у меня послушание!.. Так и получается у нас: не свечка для Бога, а – страшно сказать! – Бог для свечки.
Отправляясь «смотреть землю», «испытывать быков», отказываясь от вечери Господней «ради семьи и детей», мы, современные христиане, ставим себя в положение тех самых предателей, про которых разгневанный Домовладыка прямо сказал: «…никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных» (Лк.14.24). Давайте же попробуем жить и молиться так, чтобы воистину «наполнился дом» (Лк.14.23) Божий не пустодушными ротозеями, а «избранными» молитвенниками и поклонниками нашего Бога, чтобы не суетные попечения одолевали наши сердца во время Вечери Господней, но чтобы наполнял души наши «всё и во всём Христос» (Кол.3.11). Аминь.
29 декабря 2002 г.
Священник Сергий Ганьковский
29.12.2002
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.