Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
16.01.2000
14.01.2001
18.01.2004
16.01.2005
15.01.2006
16.01.2011
Неделя пред Богоявлением.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Совершается «великая благочестия тайна» (1.Тим.3.16): воплотившийся Бог идёт явить Себя миру, а Пророк Его и Предтеча, подобно голосу, звучащему в пустыне, то есть там, где никто не внимает ему, призывает расслабленных – восстать и укрепиться в надежде и ожидании, окаменевших – умягчить свои ожесточённые сердца, горделивых – смириться. Неужели и вправду тщетно звучит голос Призывающего, неужели напрасно старается пророк оживить умершие души, сделать зрячими ослепшие глаза и слышащими глухие уши? И «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле» (Лк.18.8)?
Нет, не напрасны труды Пророка, не вотще старается благовестник покаяния! Мир, изъеденный грехом и насилием, ещё не погиб окончательно, и ещё не погибла окончательно надежда на спасение, на возвращение в рай изгнанного оттуда праведным судом Божиим праотца Адама. Потому-то на призывающий голос Предтечи Господня «выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк.1.5).
Они поступали так, потому что правильно поняли пророческий призыв – сделать прямыми стези Господу. Им открылось, что «выпрямление путей Мессии» – это не дорожные работы, не засыпание щебнем ухабов и ям среди дневного жара под палящим солнцем земли Израиля, а труд ещё более мучительный и скорбный – исправление своей изуродованной грехом души. Они поняли это и потому, исповедуя грехи свои, приняли от Пророка Божия крещение покаяния, чтобы и самый мир, изменивший своему Творцу, вновь смог обрести надежду на возвращение в райское блаженство, утраченное в грехопадении.
Такая надежда в роде людском издавна называется стремлением к счастью, потому что простое человеческое счастье не сыщешь на путях стяжания богатства и власти и не обретёшь в поисках удовольствий и наслаждений! Его не купишь за всё золото мира и не достигнешь многолетней борьбой с житейскими скорбями. Оно – Дар Божий, которым Создатель наделил праотца Адама, когда, творя «всё новое» (Откр.21.5), «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2.7). Получив этот животворящий дар, человек узнал, что не просто истинное, но единственно возможное счастье состоит в способности богообщения. Адаму открылось, что укоренённая в Боге душа дотоле и счастлива, пока может, подобно дереву, питаться корнями своими от Источника Жизни. И как дереву ничто не заменит родившую его землю (Быт.1.11), так и человеку не утешиться ничем и нигде, кроме как Богом и в Боге!
Первый человек изменил Богу, отринув удивительный дар благодати, отказавшись от богообщения, от радости дружбы с Богом. За то и сказал ему Господь: «не имеешь части со Мною» (Ин.13.8). И остался бедный грешник за пределами благодатного рая, где непрестанно и утешительно звучал «голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня» (Быт.3.8), где «всякое дыхание» (Пс.150.6) славило своего Создателя, где в дивной симфонии радости ликовала вся тварь, «имеющая часть», то есть причастная благобытию Бога, то есть – счастливая…
И вот ныне Господь приходит на нашу скорбную землю, где «седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше», приходит, чтобы вернуть падшим возможность восстать, чтобы осушить «всякую слезу с очей их» (Откр.7.17), чтобы вернуть нам наше утраченное счастье.
Для того чтобы быть счастливыми, всего-то и надо понять, что никакого иного счастья, кроме части с Богом, у человека быть не может. Потому что каждый из нас давно уже убедился на печальном опыте жизни нашей, что всякое счастье без Бога – «вода солёная морская: чем больше пьёшь, тем больше хочется, а жажда всё не отпускает».
Чтобы жажда греха отпустила порабощённый человеческий род, Пророк и Предтеча Господень приходит как Ангел Божий на Иордан «в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк.1.17). Он призывает нас совершить то, что одно только способно вернуть нас «в радость господина твоего» (Мф.25.21), – он призывает нас покаяться. Ибо не в подвигах, не в доблести, не в славе, а в покаянии состоит смысл жизни человека, ищущего вечного и неистлеваемого счастья, того счастья, какому не страшны «болезнь, печаль и воздыхание». И это то счастье, которое «приготовил Бог любящим Его» (1.Кор.2.9). Аминь.
16 января 2005 г.
Священник Сергий Ганьковский
16.01.2005
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.