Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
31.01.1999
20.02.2000
04.02.2001
24.02.2002
16.02.2003
01.02.2004
20.02.2005
12.02.2006
08.02.2009
13.02.2011
Неделя о мытаре и фарисее.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Иосиф Флавий, античный историограф народа Божия, две тысячи лет тому назад писал о фарисеях, что они «живут скудно, воздерживаются от вкусной пищи и следуют велению разума: что разум предписывает им, как добро, то они и делают, и верят, что им следует серьёзно стремиться исполнять предписания разума. Они оказывают почтение старцам, и что бы те ни утверждали, – фарисеи не противоречат им». Добавив к этим словам бытовавшее в те времена в народе присловье о том, что если бы только два человека попали на небо, то один из них был бы фарисей, мы поймём, что люди эти почитались в среде своих соотечественников и современников праведниками. И наверняка они были ими, то есть вели жизнь строгую и во всех отношениях безукоризненную.
Отчего же тогда чуть ли не в каждой новозаветной книге упоминания о фарисеях не отличаются особой теплотой и сочувствием, если не сказать большего, а первое, что приходит в голову, когда слышишь слово «фарисей», это Христово обличение рода сего: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры» (Мф.23.13)? Отчего и в сегодняшнем евангельском чтении фарисей, всеми столь уважаемый сугубо «положительный герой», вышел из Храма оправданным менее, чем столь же откровенно ненавидимый и презираемый всеми мытарь? Почему вроде бы бесспорная праведность вызвала такую реакцию? Может быть, историк что-то не так понял? Может быть, народ, столь высоко ставивший фарисеев, заблуждался?
Обличая этих так называемых праведников, Господь всё поставил на свои места, сказав однажды Своим ученикам: «…всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди» (Мф.23.3-5).
Вот в чём разгадка проблемы: род сей все свои добрые дела, всю свою борьбу за праведность и чистоту совершает напоказ, «чтобы видели их люди», при всяких новых обстоятельствах «примеривая новое лицо», то есть, попросту говоря, лицемеря! Закон Божий прямо предписывает: «Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим» (Втор.23.18) Иными словами: не лги Господу Богу твоему, потому что и цена пса, и плата блудницы – не жертва, которая всегда должна быть следствием твоих личных усилий, твоего труда, твоего подвига, а всего лишь – лживое изображение жертвы, карикатура на неё.
Изображающему праведность важнее всего выглядеть убедительно, поэтому особую ненависть вызывает у такого человека истинный праведник, без всяких театральных ухищрений и эффектных жестов несущий крест своего, часто незаметного другим подвига. Нельзя сказать, что фарисей ненавидит мытаря. Он просто презирает его как человека второго сорта. Зато когда жизнь сводит его с реальной святостью, он, проповедник и толкователь Закона, впадает в ярость. Когда, скажем, архидиакон Стефан обличал членов Синедриона, среди которых немало было и фарисеев, в предательстве Мессии, они, по свидетельству апостола Луки, «рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами» (Деян.7.54). И всё только потому, что никакие благочестивые лица, никакие благообразные бороды, никакие степенные и плавные движения не смогли скрыть от истинного праведника их лютой ненависти и зависти к Распятому.
Мытарь живёт скверной и грешной жизнью, бесконечно далёкой от нравственного идеала. Однако свои отношения с Богом он строит так, как дай Бог каждому: он просто и без малейшего самооправдания исповедует Творцу свою тяжкую греховность. Фарисей пунктуально выполняет все мельчайшие предписания Закона, больше всего на свете заботясь о том, чтобы каждое его усилие было замечено и здесь, на земле, и там, на Небе. И потому даже в самые святые мгновения своей жизни, даже в молитвенном экстазе он только и делает, что заявляет свои права, хвастает своими достижениями, жаждет признания и одобрения. Таковые, как известно, «уже получают награду свою» (Мф.6.2), и, боюсь, в блаженной вечности их постигнет жестокое разочарование.
Сегодня Церковь начинает готовить нас к долгому и трудному поприщу Великого поста, во время совершения которого нам предстоит поститься не только телесно, но и, что гораздо важнее, духовно. И вот, выбирая для себя подвиги духовного пощения, будем вспоминать этих двух людей – мытаря и фарисея. Будем вспоминать их и одновременно вглядываться в свою душу, чтобы понять: когда мы истово осеняем себя крестным знамением, совершаем земные поклоны, ставим свечи и подаём милостыню –для чего всё это, для Бога или же для себя? И что мы несём в Дом Божий – искреннее покаяние в грехах или лицемерную «плату блудницы»? Аминь.
20 февраля 2005 г.
Священник Сергий Ганьковский
20.02.2005
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.