Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "Проповедь от 12.02.2012"


Неделя о блудном сыне

1 Коринфянам, гл. 6, ст. 12-20

   12 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.
   13 Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.
   14 Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.
   15 Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!
   16 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.
   17 А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.
   18 Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.
   19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
   20 Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

От Луки, гл. 15, ст. 11-32

   11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;
   12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
   13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
   14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
   15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
   16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
   17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
   18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
   19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
   20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
   21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
   22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
   23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
   24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
   25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
   26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
   27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
   28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
   29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
   30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
   31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,
   32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы часто ждём от Бога даров, благодати, помощи, и получив их, по прошествии совсем «немногих дней» отходим «на страну далече», где «проживаем» всё полученное, живя на «дальней» от Него стороне. Полагаясь на богатство и неисчерпаемость даров, не прилагая собственных усилий к их сохранению и приумножению, не соработничая Отцу, а лишь пользуясь полученным, мы незаметно для самих себя «расточаем имение свое». И когда, наконец, мы «проживаем всё» полученное от Бога в начале нашего христианского, да, пожалуй, и вообще жизненного, пути, когда мы растрачиваем всё что получили совершенно незаслуженно, даром, авансом, настаёт в нашей стране, в душе нашей, «великий голод» и мы, как и младший сын сегодняшней притчи, «начинаем нуждаться», впадаем в смертную нужду добровольной богооставленности.

Тогда начинаем мы искать хоть какого-нибудь выхода из этой унылой порабощённости греху, из этого голода нашей безблагодатной неисправности. Тогда мы порою рады «наполнить чрево своё» рожками, которые едят свиньи, утолить этот голод любой заменой утраченного, любым суррогатом взамен добровольно прерванного общения с Отцом. Потеряв детскую радость жизни и наивную веру неофита, мы пытаемся заполнить их место в своей душе знанием правил и догматов, выполнением законов и соблюдением формальностей. Мы пытаемся доказать самим себе, что Бог не даёт нам всё беспричинно и даром (что, конечно, накладывает на нас страшные узы любви и свободы), а будто бы ждёт от нас выполнения набора формальных требований.

Отец в сегодняшней притче не требует ничего от чад своих, напротив, Он отдаёт им всё что имеет. Не Он, а они ищут формальной «справедливости» и буквы «закона». Один говорит «дай мне следующую мне часть имения». И отец разделяет им имение. Другой требует козлёнка для празднования с кем угодно, лишь бы не с Отцом и братом, а Отец говорит ему, что «всё моё твоё». При этом никто из них не думает об Отце, а ищет лишь своего — своего счастья, своей воли, своей справедливости, а Отец жалеет их не ради их прав и заслуг, а по своим любви и милости, Он заботится о каждом из них, и о явном грешнике — младшем сыне, и о внешне «праведном» старшем.

И может быть стоило бы нам перестать надеяться на некие «духовные технологии», перестать высчитывать свои мнимые заслуги и чужие явные грехи, прекратить попытки выставить Бога должником, который «никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими», а попытаться вместе с героем сегодняшней притчи «придти в себя» и сказать «Отче! Я согрешил на небо и пред Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим», может быть тогда удастся и нам расслышать Его скорый, прерывающий сыновнее самоуничижение, ответ «станем веселиться! ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».

Аминь.

Священник Глеб Козлов

12.02.2012


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.