Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
14.02.1999
05.03.2000
18.02.2001
10.03.2002
02.03.2003
06.03.2005
26.02.2006
Неделя мясопустная, о Страшном Суде.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Начиная с понедельника православные на долгих пятьдесят пять дней отказываются от вкушения мяса. Если прибавить ко грядущему Великому посту и другие постные дни, то мы обнаружим, что более полугода церковные люди не дерзают касаться мясной пищи, отказывают себе в праве, дарованном Богом, поддерживать жизненные силы своего тела при помощи еды, приготовленной из плоти зверей и птиц.
Если бы мы с вами жили в «краях полуденных», то есть в странах с мягким тропическим климатом, где по определению незачем защищать свои бренные тела от морозов, кутая их в шкуры животных, можно было бы и не удивляться столь долгому воздержанию от высококалорийной пищи. Но поскольку самые длинные и строгие посты в Русской Церкви приходятся как раз на самое холодное, самое энергозатратное время года, на зиму, то, естественно, возникают вопросы: зачем нужны столь суровые пищевые утеснения? что кроме телесных потерь они приносят? что дают они вечной и бессмертной душе человека? и возможно ли, чтобы один лишь простой отказ от определённых блюд смог решить нашу вечную участь – помочь нам оказаться после неумытного Суда Господня «по правую сторону» от престола славы Божией (Мф.25.33)? Тем более что, судя по сегодняшнему евангельскому чтению, если и суждено нам пойти в «муку вечную» (Мф.25.46), то уж никак не за вкушение мяса, а за немилосердие и неспособность сострадать чужой боли.
Совершенное и бессмертное творение Божие, каким был Адам до своего падения, не нуждалось ни в «ризах кожаных» (Быт.3.21), ни в мясной пище. И не только потому, что в Раю, как вы понимаете, не было зимы, а стало быть, не было нужды согревать себя мясом убитых животных «изнутри», а их шкурами – «снаружи»; так было прежде всего потому, что прародители в своей райской чистоте не ведали чувства стыда (Быт.2.25), зато с избытком обладали чувством жалости и сострадания к «братьям меньшим».
Немыслимо и представить себе, что в Раю, каким его создал Бог, проливалась кровь животных для того, чтобы человек был сыт и согрет! Потому и дал Бог в пищу святому и праведному Адаму «всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя» (Быт.1.29). Потому и не бежали от первого человека звери в ужасе и страхе, но любили его как своего хозяина и повелителя, от которого ни урона, ни обиды, ни тем более смерти претерпеть они не могли.
Преподобные и богоносные отцы наши тяжким и беззаветным подвигом поста и молитвы вернули себе райскую чистоту, и дикие звери, свирепые хищники приходили к святым Герасиму Иорданскому, Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, не боясь, не содрогаясь от страха, потому что не слышали от этих блаженных мужей омерзительного запаха греха, крови и смерти, который всегда сопровождает нас грешных.
Мы срослись с ним, он пропитывает всё наше существо, потому что мы наследуем потомкам праведного Ноя, наследуем тем, о ком Бог сказал: «…помышление сердца человеческого – зло от юности его» (Быт.8.21). Мы наследуем тем, которым было сказано: «Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и весь скот земной и все птицы небесные, всё, что движется на земле, и все рыбы морские; в ваши руки отданы они. Всё движущееся, что живёт, будет вам в пищу, как зелень травную даю вам всё» (Быт.9.2,3).
Наше мясоядение – знак нашей падшести. Шкуры зверей, которыми мы укутываем наши тела, как некогда свои тела укутывали «ризами кожаными» Адам и Ева, – символ нашего изгнания из Рая. Поэтому сдаётся мне, что поборники «здорового образа жизни», вегетарианцы и борцы за права животных, хотя в чём-то существенном они и правы, начинают просто не с того конца. Они призывают нас уничтожить знаки нашего отпадения от Бога, забывая о том, что бороться-то нужно не со следствием, а с причиной: не с ношением лисьих шуб и бобровых шапок, а с собственной греховностью, которую никаким вегетарианством не отменишь и не замаскируешь!
Потому и пост для нас – это постоянно возобновляемая попытка указать самим себе направление нашего движения, ибо мы хотим вернуться в Рай. Ведь если мы на самом деле христиане, а не притворяемся только таковыми, то и цель у нас не одно лишь «доброе здоровье», а прежде всего – Жизнь Вечная. Когда-то очень и очень давно пост был естественным состоянием человека. В Царствии Божием не только «ни женятся, ни замуж не выходят» (Лк.20.35), там не едят и не пьют, а потому ещё в здешней жизни нам надо приучить себя к этой малой жертве, к этим двум лептам бедной вдовы (Мк.12.42). Нам надо научиться отказываться от малого, чтобы, сделавшись совершенными, услышать в конце долгого и тяжкого пути: «…приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25.34)! Аминь.
6 марта 2005 г.
Священник Сергий Ганьковский
06.03.2005
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.