Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
31.05.1998
23.05.1999
11.06.2000
27.05.2001
16.06.2002
08.06.2003
23.05.2004
12.06.2005
04.06.2006
05.06.2011
01.06.2014
Неделя 7 по Пасхе, святых Отец.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
«Изволися Духу Святому и нам…» (Деян.15.28) – такими словами начинали свои обращения к церковной Полноте Отцы Вселенских Соборов ещё с самого первого, апостольского Собора в Иерусалиме. В наши дни современные нам святители, провозглашая соборные Деяния, используют более привычную формулу: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Однако привычность слов не меняет существа дела. И в том, и в другом случае высокое собрание епископов, священников и мирян дерзновенно свидетельствует о том, что оно возвещает не своё частное мнение, пусть даже достигнутое согласием всех членов Собора, но абсолютную истину, что грешными человеческими устами говорит Сам Бог.
Чтобы такое сказать, чтобы так оценить свои собственные деяния, каждому человеку, да и всему собранию в целом, нужна вера, достигшая степени «уверенности в невидимом» (Евр.11.1), потребны решимость и самозабвение, необходимо такое состояние души, при котором о самом себе можно было бы сказать словами апостола: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф.2.19). Иными словами, мерой правды каждого человека является мера его святости, потому что грех не может быть «своим Богу», а познать Бога, соединиться с Истиной можно только освободившись от порабощения страстям. Вот почему трепет и ужас охватывает и каждого священника, когда он, выйдя на амвон церковный, предпосылает проповеди, которую собирается сказать народу Божию, эти страшные, эти грозные слова: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Слова, означающие только одно: говорить буду не я, но моими грешными устами с вами, «зде предстоящими», говорить будет Сам Бог.
Однако воистину «голосом Церкви» любое слово, произнесённое ли священником с амвона или рождённое соборным разумом синклита святителей, становится только после того, как Церковная Полнота воспринимает это слово, соглашается с ним, когда каждый член таинственного Тела Христова, каждый христианин, готов признать это слово, произнесённое чужими устами, – своим. Недаром всякая проповедь в храме хоть и начинается словами священника: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», – обязательно заканчивается свидетельством всего народа Божия: «Аминь», которое в переводе на русский язык означает: «так», «истинно», «подлинно»! Без этого согласия и единства клира и мирян, без этого единомыслия и единодушия всех с каждым и каждого со всеми Церковь не могла бы существовать, не могла свидетельствовать Истину о Боге, не могла бы, наконец, просто совершать Таинства, потому что Крещение, Евхаристия, Покаяние – не человеческое дело, но Божье! Ибо не человеческими немощными и грешными руками хлеб и вино превращаются в Тело и Кровь Христову, но Духом Святым, Который действует там и тогда, где и когда «двое или трое собраны» (Мф.18.20) во имя Божие. Так вот, критически важно, чтобы у нас, таких разных, таких непохожих друг на друга, были бы, по слову апостола Луки, «одно сердце и одна душа» (Деян.4.32).
Дело не в том, конечно, чтобы мы имели одинаковые вкусы и пристрастия в области кулинарии или, скажем, литературы и уж совсем не в том, чтобы голосовали на выборах за одни и те же политические партии. Дело в том, чтобы мы верили одинаково. И вот для того, чтобы так было, чтобы христиане были единодушны и единомышленны в своей вере, на протяжении пятисот лет собирались Вселенские Соборы, «изволением Духа Святого» провозглашавшие Истину о Боге и о Церкви. Это было нелегкое, подчас трагическое дело – говорить правду о Боге миру, который всегда предпочитает этой трудной правде сладкие сказки и романтические легенды. Мало того, что правда Божия требовала личной святости, которая всегда является результатом подвига «до крови» (Евр.12.4), стояние за истину слишком часто предполагало для её поборников угрозу самой их жизни.
Нам, христианам последних времён, трудно себе представить, как можно было с такой уверенностью в своей правоте, с таким дерзновением говорить о Боге, как это делали Отцы и Учители Церкви эпохи Вселенских Соборов. Нам, слабым и сомневающимся, нам, увлекаемым страстями, боримым страхами, «заботящимся и суетящимся о многом» (Лк.10.41), сегодня открывается истинный смысл слов Христовых о вечной жизни: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17.3).
Святые Отцы Первого Вселенского Собора знали истинного Бога, и потому оказались причастны вечной жизни. Истово и дерзновенно они передали это своё знание всей Церкви, которая вот уже почти семнадцать веков ежедневно свидетельствует на каждой литургии о своей вере в Бога и, тем самым, о том, что мы никогда не умрём. Поэтому, когда мы все вместе поём Символ веры, «изволением Святого Духа» изреченный Отцами Первого Вселенского Собора, будем помнить, что таким вот простым, в сущности, способом мы свидетельствуем истинность их веры, праведность их жизни, жертвенность их пастырского подвига. И не забудем, что Церковь наша будет стоять неколебимой, доколе и мы сами не устами только, но и всей своей жизнью, своей неустанной борьбой с собственными грехами будем свидетельствовать истинность каждого слова этого Символа. Аминь.
16 июня 2002 г.
Священник Сергий Ганьковский
16.06.2002
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.