Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
19.07.1998
11.07.1999
30.07.2000
15.07.2001
04.08.2002
27.07.2003
11.07.2004
31.07.2005
24.07.2011
Неделя 6 по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Хороши мы или плохи, умны или не очень, добры или раздражительны – всем нам одинаково трудно бороться со страстью властолюбия. Причём не нужно думать, что эта страсть проявляется только в желании стать президентом страны, а если я такового желания в себе не обнаруживаю, тогда и проблем никаких нет, и каяться мне не в чем. Хорошо бы так! Да вот беда: желание властвовать гложет не только соискателей высших государственных постов, но и каждого простого смертного, иначе откуда бы взялась эта страсть поучать, когда нас не спрашивают, по любому поводу иметь «собственное мнение», давать советы «с лёгкостью необыкновенной»?
Нет больших деспотов в семьях, чем бабушки и дедушки, всегда точно знающие, как воспитывать внуков, что бы по этому поводу ни думали сами родители малышей. Нет больших сатрапов в храме, чем наши постоянные прихожане, которым всегда точно известно, каким святым и какие свечи ставить, где стоять и как креститься, и которые готовы тут же, не сходя с места, всякого желающего научить молиться. Нет больших тиранов в любом человеческом коллективе, чем те, кто уверены, что знают, «как лучше». Когда апостол Иаков Праведный предупреждает нас: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (Иак.3.1), – понятно, что он не запреты на профессии вводит, не про учителей географии или математики говорит; он предостерегает христиан от легкомысленного советования, от самодовольного поучения ближнего, предостерегает и напоминает о той страшной ответственности, которая ожидает всякого возомнившего себя знатоком душ и помышлений человеческих.
Вы меня спросите: «Где властолюбие, а где – страсть поучать окружающих?» А я отвечу: рядом! Ибо когда мы расточаем направо и налево советы и поучения, мы, без сомнения, упиваемся властью, которую хоть на минуту, но получаем над тем, кому советуем. Конечно, это не настоящая власть, а всего лишь лживый её призрак, но ведь и блуд рядится в одежды любви, а злоба предстаёт яростной поборницей правды.
А настоящая власть, та, о которой повествует сегодняшнее Евангелие, это, конечно, не власть-обладание, а власть-ответственность. И царский венец, которым венчается носитель абсолютной власти, не просто экстравагантное украшение, а прежде всего образ того тернового венца, которым был увенчан Спаситель мира перед мучительной казнью на Голгофе. «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин.11.50) – эти слова иудейского первосвященника раскрывают истинное назначение власти: полагать душу свою за подвластный народ. Сегодняшнее евангельское чтение заканчивается словами: «Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам» (Мф.9.8). Какую власть? Восставать от своего скорбного одра? Если бы у несчастного была такая власть, зачем тогда нужен был ему Христос? Очевидно, что речь здесь не об этом.
На самом деле человек, созданный по образу и подобию Божию, имеет только одну власть – власть жертвовать собой, власть отказываться от своих законных прав для того, чтобы другие жили. «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин.10.17,18). Тот, в Чьём распоряжении были «двенадцать легионов ангелов» (Мф.26.53), не их услугами и не «добрыми советами» спас погибающее человечество, а тем, что пожертвовал Собой по собственной воле, как ни горько, как ни страшно Ему это было.
Так и люди, принесшие расслабленного к ногам Спасителя и совершившие тем самым подвиг любви, не советами о способах лечения помогли несчастному, а тем, что оставили свои дела, свои семьи, свои интересы и потащили нелёгкий одр с больным другом к ногам Сына Человеческого. И вспомните, как написано у евангелиста Матфея: «И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мф.9.2).
Бог, оказывается, нуждается в нас! Бог ищет нашего сотрудничества с Ним. Бог хочет, чтобы мы «бодрствовали с Ним» (Мф.26.38). Бог видит веру нашу и жертву нашу, когда мы действительно верим и жертвуем собой, и по этой вере и этой жертве совершает чудо исцеления наших расслабленных. Молится можно где угодно – в глухом лесу или в городской квартире; но лишь там, где двое или трое по своей воле, по своей власти собраны во имя Господне (Мф18.20), там совершаются чудеса, там дышит Дух Святой, там – Церковь. Аминь.
15 июля 2001 г.
Священник Сергий Ганьковский
15.07.2001
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.