Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "СМИРЕННАЯ БЛУДНИЦА."


Неделя 5 по Пасхе, о самарянке

Деяния, гл. 11, ст. 19-26; 29-30

   19 Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.
   20 Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.
   21 И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.
   22 Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.
   23 Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем;
   24 ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу.
   25 Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.
   26 Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.
...
   29 Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее,
   30 что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.

От Иоанна, гл. 4, ст. 5-42

   5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.
   6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.
   7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.
   8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
   9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
   10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
   11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?
   12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
   13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
   14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
   15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
   16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
   17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,
   18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
   19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
   20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
   21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
   22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
   23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
   24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
   25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
   26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
   27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?
   28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:
   29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?
   30 Они вышли из города и пошли к Нему.
   31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.
   32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
   33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?
   34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
   35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
   36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,
   37 ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.
   38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
   39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.
   40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
   41 И еще большее число уверовали по Его слову.
   42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

Неделя 5 по Пасхе, о самаряныне.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Христос воскресе!

“Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное” (Мф.5.3). Это утверждение нашего Спасителя, каким бы знакомым и привычным оно нам ни казалось, на самом деле – “камень преткновения и соблазна” (Рим.9.33). Царство Божие, оказывается, – удел побеждённых, а не победителей. Небесные обители Отца нашего уготованы проигравшим гонку здесь, на земле. Первым в Рай входит бандит и убийца; первой узнаёт о том, что Иисус – Мессия, что Он – Сын Божий, непотребная женщина, блудница самарянская. Где здравый смысл, где логика, где справедливость человеческая?

В одном старом фильме, который был снят ещё в те времена, когда о Церкви нельзя было говорить открыто ничего хорошего, а можно было только обличать мракобесие и алчность её служителей, один герой спрашивает другого, таинственно, сокровенно изображающего в этом фильме священника: “Хороших у вас пропускают, а плохим отрывают головы?” “Не знаю, не уверен, – печально отвечает вопрошающему “сокровенный” этот священник, носящий странную кличку “Сталкер”, – мне-то кажется, что пропускают тех, у кого надежд больше никаких не осталось. Не плохих или хороших, а несчастных…” Несчастные – те, у которых нет части в этой жизни. Несчастные – изгои, потому что их поведение, их жизнь – греховны. Казалось бы, если они чего и достойны, так в первую очередь осуждения и проклятий. Однако Христос Спаситель как бы в насмешку над человеческими представлениями о справедливости “ест и пьёт с мытарями и грешниками” (Мф.9.11), говорит алчному сборщику налогов: “сегодня надобно Мне быть у тебя в доме” (Лк.19.5), и величайшую тайну о Себе: “Я – Мессия” – доверяет блуднице.

Так что логика Евангелия совсем иная, чем логика нашей повседневной жизни. И тот, кто пришёл в церковь, должен забыть о справедливости, потому что вместо закона “око за око и зуб за зуб” (Лев.24.20) здесь действует совсем иное правило: “любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас” (Мф.5.44).

Но, разумеется, для того, чтобы Бог удостоил сaмого последнего грешника Своим посещением, чтобы Он открылся мне, такому, какой я есть, необходима весьма важная вещь: моё согласие с Ним, с моим Богом. Если я согласен с тем, что болен грехом и ищу способов исцелиться от греха, – Бог мне поможет, потому что, по Его собственному слову, “не здоровые имеют нужду во враче, но больные” (Мф.9.11). А если же я убеждён, что исцеляться мне ни от какого греха не нужно просто потому, что у меня их, грехов, нет, тогда даже Бог помочь не сможет, потому что человек свободен и эта Богом данная свобода ненарушима. Бог не может спасти нас против нашей воли, Бог не может простить нам грех, если мы не просим о прощении, Бог не может напоить нас водой вечной жизни, если мы стиснули зубы. Как и в быту, для того, чтобы напиться воды, необходимо совершить хоть малую, но работу, так и в духовной жизни: для того, чтобы причаститься Воды живой, Воды Вечной жизни, нужно совершить работу покаяния. Так, как это сделала грешная женщина из самарийского города Сихарь.

В этом евангельском эпизоде мы, современные люди, вслед за самой самарянкой, изумляемся чуду прозорливости Спасителя. Нам, как и ей, кажется, что самое удивительное в этой истории то, что Господь всё знает о неправедной жизни жительницы Сихаря. Хотя на самом деле нас должно было бы ошеломить совсем другое – удивительное, непостижимое смирение той, с которой Бог говорил у колодца Иакова. Для того чтобы понять, как велико, как неожиданно и потому чудесно смирение самарянки, достаточно просто представить себе, как кто-нибудь из наших знакомых или друзей упрекнёт одного из нас в нашем действительном грехе, в нашей постыдной страсти, которую, как ни скрывай, всё равно не скрыть. Разве не всколыхнётся наша душа от обиды и негодования на обличителя? Разве не отыщем мы тут же десяток извиняющих нас обстоятельств? Разве не захлестнёт нас горячей волной обида? Обида – на что? На правду!

А что же самарянка? Она оскорбилась, обиделась, стала оправдываться? Или, может быть, как мы это часто делаем, сказала со злостью: “Не твоё дело – моих мужей считать”? Нет, эта добрая женщина в ответ на обличение в блудодеянии – обрадовалась! Она бросила свой водонос, она забыла, зачем пришла из города к колодцу, она побежала обратно в город и говорит людям: “Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос?” (Ин.4.29). Вы подумайте, ни ложного стыда, ни уязвлённой гордости – одна радость!

Так истинное покаяние рождает радость, так искреннее желание новой жизни делает человека лёгким, летящим, обретшим крылья. Чему же радуется эта женщина? Что делает её такой счастливой? Я думаю только одно: решимость жить по-новому. И обратите внимание, ей ведь совсем не стыдно! Ей нечего стыдится, потому что прошлая жизнь со всеми этими бесконечными “мужьями”, со всем этим угаром блуда – позади и навсегда позади! Разве это не чудо? Разве это не радость?

Каждый день Церковь даёт нам возможность пережить радость покаяния и обновления, и только от нас зависит, воспользуемся ли мы этой удивительной возможностью, переживём ли мы вновь и вновь чудо обновления, как пережила его женщина из города Сихарь. Аминь

28 мая 2000 г.

Священник Сергий Ганьковский

28.05.2000


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.