Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
05.07.1998
27.06.1999
16.07.2000
01.07.2001
21.07.2002
13.07.2003
27.06.2004
17.07.2005
09.07.2006
10.07.2011
06.07.2014
Неделя 4 по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
За три стремительных года общественного служения Господа нашего на земле Израиля сотни и тысячи людей видели Его, могли подойти к Нему, могли прикоснуться к Его одежде, могли говорить с Ним так же, как говорил римский сотник, упоминаемый в сегодняшнем Евангелии. Сотни и тысячи галдели, толкались, глазели, любопытствовали, сомневались, иронически усмехались: “не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это? И соблазнялись о Нем” (Мф.13.55-57). Редко кто в этих бесчисленных толпах понимал, Кого на самом деле они видят, Кто оказался рядом, Чьи глаза смотрят на них. Что уж говорить о внешних, когда самые близкие, самые любимые вплоть до Сионской горницы, до Дня Пятидесятницы не были уверены, сомневались, страшились и малодушествовали. Редко кто, подобно римскому сотнику из Капернаума, способен был по неизреченному промыслу Божию сразу понять, что Бог посетил народ Свой, что приблизилось Царство Небесное, что уже “близко, при двeрях” (Мф.24.33).
За две тысячи лет, минувших с тех пор, мало что изменилось в роде человеческом. Сотни и тысячи смотрят и не видят, слышат и не разумеют. И явись Господь сейчас, как и тогда, в “зраке раба”, боюсь, финал был бы прежним. Потому что, как и тогда, в далёкие времена и в далёкой стране, сегодня и среди нас по-прежнему “Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости” (1 Кор.1.22). По-прежнему нам нужны доказательства. Всё так же нам мало уже совершённых чудес, и мы ревностно ищем новых. Именно на это искательство и рассчитывает антихрист, именно поэтому он и будет низводить огонь с неба, чтобы обольстить ожидающих подобные фокусы.
Как и в те далёкие времена мало меж нас, последователей и учеников Христовых, людей, подобных римскому офицеру, который так верил в Бога, который так доверял Христу, что отказался от предлагаемых ему доказательств, понимая в глубине своей языческой души, что доказательства сводят на нет подвиг веры, что явленное чудо делает напрасным труд души. Точно так же как деньги, предложенные за любовь, отменяют саму любовь и переводят отношения из сферы нравственной в сферу экономическую. Я боюсь, что и мы наши отношения с Богом вот-вот переведём в “сферу экономическую”, а валютой в этих отношениях человека и Бога станут… стеариновые свечки.
Между тем должно же быть в нашей жизни что-то бесконечно более важное, чем чудо, случившееся у нас на глазах. Существует ли такая ценность, ради которой мы, подобно апостолу Павлу, готовы отказаться даже от Вечной Жизни? Вспомним, что он писал в послании к Римлянам: “я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян” (Рим.9.3,4). Очевидно, что такие слова мог сказать только человек, бесконечно доверяющий Богу, не “требующий чудес” и не “ищущий мудрости”, но твёрдо знающий, что “Бог есть Любовь” (1.Ин.4.8). Таким стал израильтянин Савл, после того как встретил Господа на пути в Дамаск. Таким был римский сотник из города Капернаума, отказавшийся от права быть свидетелем чуда исцеления своего слуги, отринувший горделивую спесь римского завоевателя, забывший, что он здесь – самый главный начальник, и преклонивший колена перед нищим иудейским проповедником.
Вот самое главное чудо, которое может случиться с нами, вот истинная цель нашей жизни, вот то, в чём весь “Закон и Пророки”! И имя этому чуду – Любовь. Но любовь не как чувство, а как такое состояние души или такое устроение личности, когда человек забывает о себе, забывает о своих правах, забывает о своих законных интересах, забывает о самой справедливости и начинает совершать поступки, при виде которых “законопослушные” граждане выразительно крутят пальцем у виска. Потому что с точки зрения “закона” и “справедливости” слуга должен служить господину, а не наоборот, с точки зрения правды грешного человека ученик должен омывать ноги учителю, а не наоборот. Но у последователей Сына Человеческого всё поставлено с ног на голову с точки зрения здравого смысла грешника: офицер умоляет Спасителя исцелить своего денщика; первым в Раю оказывается бандит и насильник, Сам Врач душ и телес человеческих моет ноги Своим ученикам, а потом, безгрешный, умирает в страшных муках на кресте за нас, “законников”. Умирает и при этом ещё просит Своего Отца пожалеть и помиловать тех, кто плюёт Ему в эти страшные минуты в лицо, потому что они “не ведают, что творят”.
Искателей справедливости чтение Евангелия должно бы, по всей видимости, приводить в ярость. Мы же, православные, постоянно читая эту Книгу Жизни, обязаны медленно, но верно становиться другими: не ищущими человеческих прав, не алчущими земной, “законной” справедливости, а чадами света и Любви, которая, по словам апостола, “долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит” (1 Кор.13.4-7). Аминь.
16 июля 2000 г.
Священник Сергий Ганьковский
16.07.2000
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.