Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
05.07.1998
27.06.1999
16.07.2000
01.07.2001
21.07.2002
13.07.2003
27.06.2004
17.07.2005
09.07.2006
10.07.2011
06.07.2014
Неделя 4 по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В одной из книг известного православного публициста иеромонаха Серафима Роуза рассказывается о некой американской экзотической секте, адепты которой веруют в скорое пришествие на землю целого сонмища летающих тарелок. На этом «сервизе» космической посуды прибудут к нам добрые инопланетяне, чтобы забрать с собой в свой прекрасный и благоустроенный мир всех членов этой секты, в то время как остальные жители земли, не просвещенные «тарелочной» верой, естественно, погибнут от войн, природных катаклизмов и чудовищных эпидемий.
В общем неудивительно, что существуют люди, исповедующие «тарелочное» спасение, – есть на свете и ещё более экзотические культы. Что далеко ходить – у нас в России была секта «дырников» или «дыромолов», которые молились на дыру, проделанную в восточной стене дома. Не это поражает. Поражает интенсивность веры: одна женщина, ожидающая «тарелочного» десанта, сообщила изумлённому автору, что пришествие инопланетян ожидается членами секты буквально с минуты на минуту, при этом сама она настолько уверена в этом, что никогда не покупает большие тюбики с зубной пастой, а всегда только маленькие: «всё равно ведь не успею использовать до конца». Воистину, «и в Израиле не нашёл Я такой веры»! Поневоле позавидуешь «тарелочным» сектантам: вот бы и нам, христианам, верить с такой же всепобеждающей силой в явленные нам богооткровенные истины, как эти безумцы веруют в своих инопланетян.
Сегодняшнее Евангелие как раз об этом. Христос изумлён верой язычника, верой римского сотника, потому что Он не встречался ни с чем похожим даже в Своём в народе, в том самом народе, которому была открыта вся истина о Боге, в избранном народе-богоносце. Потому что народ-богоносец, по словам Самого Спасителя, «отменяет заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание» (Мк.7.9), потому что народ этот совершил незаметно для самого себя ужасную подмену: он стал поклоняться не Богу, давшему Закон, а самому Закону как Богу. Не любовь и сочувствие, не жалость и солидарность, а неукоснительное исполнение правил стало для евреев предметом поклонения. А потому и вера их, не находящая подтверждения в живом и тёплом чувстве, нуждалась в постоянных доказательствах, в непрестанных «материальных» свидетельствах: «даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк.18.12), – значит, я свой! значит, право имею!
Однако Церковь предлагает нам сегодня вспомнить этот евангельский эпизод не затем, чтобы в очередной раз бросить камень в ненавистных фарисеев. Церковь ставит перед очами нашей души некое зеркало, чтобы мы, новый Израиль, мы, «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1.Пет.2.9), вглядевшись пристально в это зеркало Евангелия, спросили бы себя: так ли мы веруем, как этот римский сотник, или вера наша не простирается дальше фарисейской? Что нам на самом деле важнее: Смерть и Воскресение нашего Спасителя или камушек с могилы святого, поясок с напечатанной на нём молитвой, водичка из «святого» источника? Не так давно одна монахиня из известного русского монастыря прислала мне песочек, извлечённый из «Богом зданных пещер», со словами: «Придёт время, только этим песочком и спасётесь»! Господи, помилуй! Не покаянием, не молитвой, не причастием Святых Христовых Тайн, а – песочком. Одна беда, благочестивая матушка не указала, как этим песочком «спасаться»: внутрь принимать или голову посыпать?
Римский сотник доверяет Богу настолько, что отказывается быть свидетелем чуда исцеления. А мы с вами уподобились тем, о ком апостол Павел сказал: «Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1.Кор.1.22,23). Нам, как и иудеям, подавай чудеса! А если их нет, мы готовы их и сами придумать: всё не беда, для пользы же дела стараемся! И уже то не чудо, что я сам обратился от неверия к вере, и уже то не чудо, что в некогда безбожном городе на пустом месте возник храм, и уже то не чудо, что Церковь Русская, гонимая и уничтожаемая, распятая и почти погубленная, возрождается, как феникс из пепла.
Римский сотник, чужеземец и язычник, просит Господа: «…скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф.8.8). А для нас, горемычных, все слова давно сказаны, Евангелие записано и напечатано миллиардными тиражами, а нам – всё мало! Нам подавай огонь с неба! Вот почему так легко многие из нас поверили, что причина погибели человека не в его произвольно творимых грехах, а в том, какой номер ему присвоят в налоговом управлении. Ведь чуть до раскола церковного дело не дошло! А всё потому, что вместо простого и доверчивого сердца в нашем падшем существе торжествует лжеименный разум, а всё потому, что мы не Богу доверяем, а «преданиям старцев»!
Так что не только к фарисеям, но и к нам, живущим в двадцать первом веке по Рождестве Христовом, обращены эти слова Спасителя: «а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф.8.12). И надо бы нам понять, что если мы верим в спасительную силу песка или камня, так мы с песком и камнем и останемся. Что говорит нам Господь? «Иди, и, как ты веровал, да будет тебе». Веровал в камушки – с ними и пребудешь. Доверял Богу – Он тебя не оставит. Аминь.
1 июля 2001 г.
Священник Сергий Ганьковский
01.07.2001
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.