Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
22.03.1998
14.03.1999
02.04.2000
18.03.2001
30.03.2003
14.03.2004
03.04.2005
26.03.2006
Неделя 3 Великого поста, Крестопоклонная.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
«Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27.46) – вот чем закончился земной подвиг Спасителя, вот какие скорбные стенания неслись в Небо с вершины Голгофы, вот какие горькие слёзы падали на её камни, окроплённые Пречистой Кровью! А сегодня всем нам, помнящим об этом предсмертном крике Христовом, Сам Господь говорит ошеломительные, страшные слова: «…кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк.8.34).
Следовать – до каких пор? До Голгофы? До распятия? До отчаяния богооставленности? Почему мы должны нести на себе бремя, которое смог понести только Он? Почему мы обязаны необходимостью следовать за Ним?
Да потому только, что так благоволил Бог. Да потому только, что «мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всём, кроме греха» (Евр.4.15). Христос – наш Первосвященник и Ходатай, и только Он способен исторгнуть нас из смертных объятий ада, потому что Сам претерпел смерть и таким образом погрузился во ад. Он «искушен во всём» и поэтому может помочь всякому, кто захочет получить от Него помощь. Для этого нам, снедаемым бесконечными страхами, нужно совершить воистину героическое усилие и не убояться самой смерти, чтобы умереть вместе с Ним, ибо вослед за апостолом мы знаем, что «если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (Рим.6.8).
Ради вечной жизни со Христом каждому из нас должно отвергнуться себя и понести крест, предназначенный нам с момента вхождения нашего в Церковь Христову, которое неслучайно называется «Крещением», то есть, по смыслу слова, – соединением со Крестом Господним. И это единство с крестными страданиями Спасителя, это целожизненное несение своего креста почитается христианами не жестоким наказанием и не воздаянием за прежние грехи, а завидной и радостной участью «друга Христова», того самого, о котором Господь сказал на Тайной Вечери: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин.15.15).
Если мы в самом деле дерзаем достичь степеней «друзей Христовых», тогда нам придётся вослед за Ним, сказавшим однажды Пилату: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» (Ин.18.37), – придётся вслед за Ним свидетельствовать об истинности нашей веры во Христа «сораспятием со Христом» (Гал.2.19).
Те, кто сохранил верность своему Богу «даже до смерти» (Флп.2.8), – святые, принявшие мучительные казни за исповедание Иисуса Назарянина Сыном Божиим, – недаром назывались греческим словом «мартис» – свидетель, которое мы переводим сегодня как «мученик», ибо крест, принятый добровольно, стал самым убедительным свидетельством о той Истине, которую принёс на нашу уязвленную грехом землю Сын Божий.
В разные времена свидетельство об Истине было разным. Не всегда лилась кровь исповедников, не всегда вера в Воскресение Христово каралась мучительными казнями, но всегда и во все времена свидетельство о нём было сораспятием Христу, всегда оно было заповеданным Господом «отвержением себя» (Мк.8.34). Ибо соблазнённый диаволом Адам на заре человеческой истории возмечтал стать «как боги» (Быт.3.5), чтобы поклоняться и служить самому себе. И нам, его скорбным потомкам, приходится теперь «отвергаться себя», отказываться от самообожения, от обожания собственной плоти, от изощрённого служения своим страстям. Для этого в иные эпохи христиане бежали в пустыни, скрываясь от соблазнов и обольщений мира, «молитвою и постом» (Мф.17.21) побеждая «страх ненавистной розни мира сего».
Кто знает, может быть, прошли, канули в лету эпохи героические, и нам, Христовым воинам последних времён, не суждено уподобиться в духовном подвиге славным предкам нашим, чьею кровью, чьей молитвой, чьим постническим подвигом созидалась и укреплялась святая Православная Церковь. Одно только должно быть ясно каждому из нас: как бы слабы, как бы нестойки мы ни были, какими бы немыслимыми соблазнами ни испытывал нас лукавый и развратный «бог века сего» (2.Кор.4.4), наше спасение – всё там же, наш Ковчег – всё тот же, наше знамя – Святой Крест Христов, Которым Церковь побеждает во веки веков! Аминь.
14 марта 2004 г.
Священник Сергий Ганьковский
14.03.2004
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.