Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
28.06.1998
20.06.1999
09.07.2000
24.06.2001
14.07.2002
06.07.2003
20.06.2004
10.07.2005
03.07.2011
Неделя 3 по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Бывает, приходит к нам в храм человек и говорит священнику: «Батюшка, меня сглазили! Вся жизнь с тех пор кувырком пошла, болезни замучили, на работе неприятности! Что мне делать?»
Вот вопрос, на который чрезвычайно трудно дать ответ. Просто потому, что ответа на него не существует, как не существует того, о чём спрашивают. Нет такого явления в мире вещей и в мире духов. Сглазить человека нельзя, как нельзя наслать или напустить на него порчу. Если бы такое духовное явление было возможно, я уверен, Церковь нашла бы от него способы защиты. Но ни в одном церковном требнике, ни в каких богослужебных книгах нет ни одного чинопоследования, ни одного таинства или обряда, которые были бы посвящены, скажем, снятию порчи или защите от сглаза. Это молчание Церкви, которая за свою двухтысячелетнюю историю так и не нашла, что противопоставить такому жуткому, казалось бы, духовному оружию массового поражения, как сглаз и порча, весьма показательно. Церковь молчит, потому что нет предмета для разговора, нет того, с чем бороться… Зато есть то, что Церковь считает тяжким грехом: суеверие, то есть вера суетная, пустая, бессмысленная.
Ведь те, кто верит в сглаз и порчу, убеждены, что есть такие люди, которые способны на расстоянии при помощи неведомых способностей отрицательно влиять на души и тела других людей, наводя на них различные неприятности, скорби и болезни. И от этого влияния якобы не защищён ни один человек, всякий может стать жертвой такого духовного бандита.
Я вот всё думаю, что если бы это было так на самом деле, зачем тогда государства, правительства, короли и парламенты тратят уйму денег на содержание армий, флотов, тайной полиции, разведки, когда два-три колдуна, наделённые способностями наводить порчу, смогли бы без труда и стремительно расправиться с вражеским генералом, а то и с целым генеральным штабом? Это ж какая экономия людских и материальных ресурсов!
Понятно, что никакой человек, что бы он ни утверждал, не способен без святой и благой воли Бога-Вседержителя, Который, как известно каждому христианину, «не хочет смерти грешника» (Иез.33.11), причинить кому бы то ни было духовный вред, то есть наслать на него порчу и сглаз. Или мы не слышали того, что Господь сказал нам в сегодняшнем Евангелии? «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» (Мф.6.26,27) Выходит, каждый из нас, заботясь, не может «прибавить себе росту на локоть», а над каким-то жалким колдуном этот закон Христов не властен! Он всё может! И «росту прибавить», и порчу наслать! «Без меня, – говорит Спаситель в другом месте, – не можете делать ничего» (Ин. 15.5).
Ничего не смогут специалисты по сглазу, колдуны и насылатели всяческой порчи, ничего не смогут они сделать православному христианину, духовно рождённому в купели церковной, очищенному в таинстве покаяния и питаемому небесным хлебом Божественной Евхаристии! «Господь за меня – не устрашусь: что сделает мне человек?» (Пс.117.6)
Ничего они не смогут, но только при одном условии: если я не покину ограды церковной, если я сам добровольно не допущу себе в сердце любопытствующий помысел, если я не доверюсь смутным соблазнам падших духов, если не позволю себе поверить колдунам, вместо того чтобы доверять Богу. Чем, как не изменой, является даже простое допущение мысли о том, что кто бы то ни был, кроме Бога, способен возобладать над моей, Богом же созданной, свободной, вечной и бессмертной душой? Чем ещё, как не предательством, является уверенность в том, что над моей жизнью, здоровьем и вечной судьбой властны падшие «духи злобы поднебесные» (Еф.6.12) или их несчастные служители в образе человеческом?
Не смотри в сторону соблазна и не соблазнишься, не принюхивайся к ядовитым испарениям греха и не отравишься – вот и вся премудрость! Однако бороться с самим собой мучительно трудно, спасать свою душу, ежедневно и ежечасно очищая её покаянными молитвами, тяжело и скучно. Вот и отыскивает человек оправдания самому себе: «Это не я виноват, это меня сглазили!»
Впрочем, «по вере вашей да будет вам» (Мф.9.29)! Веришь в Бога – Он и спасёт тебя! Ну, а если веришь в порчу – от порчи и погибнешь. Вот о чём предупреждает нас сегодня Господь, когда говорит со страниц Вечной Книги: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф.6.22,23) Так что нечего страшиться тёмного ока колдуна, который, как он ни тужься, ничего с чадом Христовым сделать не сможет. А заботиться нужно о том, чтобы покаянием, постом и молитвой очищать собственное око души, которое, сделавшись светлым и чистым, освятит и очистит всего человека. Аминь.
20 июня 2004 г.
Священник Сергий Ганьковский
20.06.2004
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.