Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
28.06.1998
20.06.1999
09.07.2000
24.06.2001
14.07.2002
06.07.2003
20.06.2004
10.07.2005
03.07.2011
Неделя 3 по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Святитель Филарет заметил однажды: «…одежда есть следствие беззакония первых людей: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили себе смоковные листья, и сделали опоясания» (Быт.3.7). Это – повязка на греховную рану… всеобщий траур по смерти первобытной непорочности, знамя победы врага над нами». И тогда, когда он говорил это, и сейчас цена некоторых отдельных или, как теперь сказали бы, эксклюзивных экземпляров этой «повязки на греховную рану» поднималась до гигантских размеров и сравнивалась с годовым доходом квалифицированного работника. Для чего такие страсти? Кому нужна эта вызывающая роскошь? Мне? Так я сам себя всё равно не вижу, – не вертеться же круглые сутки у зеркала! Значит, нужно это только для того, чтобы окружающие меня люди видели и – что?… И знали мне цену! Потому что я стою ровно столько, сколько стоит мой неброский, но чудовищно дорогой пиджачок!
Однако сколь ни безумна чрезмерная забота об одежде для тела, не только о её пагубности предупреждает нас сегодня Господь. Давно и хорошо известно, что «одевающиеся пышно и роскошно живущие» (Лк.7.25) «уже получают награду свою» (Мф.6.2). И едва ли человек, занятый всепоглощающим служением маммоне, будет с такой же интенсивностью заботиться о Царстве Небесном, потому что, по слову Божию, мы не можем «служить двум господам: ибо или одного будем ненавидеть, а другого любить; или одному станем усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф.6.24). Поэтому христианам, избравшим Царство и отвергнувшим маммону, важно понять, что именно хочет сказать нам наш Бог, когда предупреждает: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Мф.6.25). Только ли о хлебе насущном говорит Он, только ли о рубашке и брюках?
Не так давно в нашем языке появилось новое слово, еще не зафиксированное акдемическими словарями. Оно в просторечной, а может быть, и несколько грубоватой форме выражает суть явления, против которого предостерегает нас сегодня Спаситель. Слово это – «показуха». Богатая одежда, яркая косметика, фантастическое «плетение волос» (1.Тит.2.9), понятное дело, выставляют человека напоказ, волей-неволей делают его объектом разглядывания. Цель такого поведения понятна: я хочу, чтобы меня заметили, выделили; я хочу нравиться. Если это и беда, то – очевидная, а потому и легко исцеляемая, – разумеется, лишь в том случае, если больной на самом деле хочет исцелиться.
Куда страшнее показуха духовная, когда вместо того чтобы жить духовной жизнью, начинают изображать такую жизнь. Все мы знаем, что можно изобразить любовь, не любя. Но точно так же можно изобразить благочестие. Не так давно одна милая девушка спросила меня, надо ли осенять себя крестным знамением, когда в автобусе проезжаешь мимо храма. Вопрос этот, может быть, и странный, но вполне законный: девушка эта только начинает свой путь к Богу и хочет знать, как по нему идти «правильно». А правило на этом пути только одно: «от избытка сердца говорят уста» (Мф.12.34). Потому и крестное знамение, и земные поклоны, и воздевание рук горе могут и должны совершаться в момент высшего духовного напряжения, то есть когда причиной их является внутреннее состояние, а не тогда, когда мелькнул в окошке автомобиля знакомый крест, то есть когда причиной жеста становятся обстоятельства внешние.
Оттого и ходят по нашим храмам, как по чисту полю, прямо посреди совершения «Страшных Христовых Тайн» такие вот «благоговейные» православные, которые искренне полагают, что правила прямо предписывают им, коли уж они зашли в храм, непременно поставить свечку и приложиться к иконе. И дела им нет до того, что совершается величайшее Таинство Церкви, что «молчит всяка плоть человеча», что, прежде чем они доберутся до вожделенной иконы, они обязательно, хотя и не со зла, кого-нибудь толкнут, обязательно помешают кому-нибудь из молящихся. Зато все смогут убедиться, сколь благочестив и усерден в молитвенном подвиге сей опоздавший.
Две тысячи лет прошло с тех пор, когда прозвучали впервые эти слова Христовы, обличающие показушную праведность фарисеев: «они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!» (Мф.23.4-7). Две тысячи лет прошло, а кажется, что это про нас с вами написано: и юбки у нас нужной длины, и бороды окладистые, а как позволяли себе опаздывать на богослужение восемь лет назад, ровно так же делается это и теперь. И при этом православная наши совесть «спит и почивает» (Мф.26.45).
Дай же, Боже, и нам всегда отличать настоящее от пустопорожнего и жить так, чтобы было «украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1.Пет.3.3,4). Аминь.
14 июля 2002 г.
Священник Сергий Ганьковский
14.07.2002
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.