Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
14.05.2000
29.04.2001
19.05.2002
11.05.2003
25.04.2004
15.05.2005
07.05.2006
08.05.2011
Неделя 3 по Пасхе, св. жен-мироносиц.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Христос воскресе!
Однажды о раскаявшейся грешнице, той, которая только принадлежностью своей к женскому роду да ещё своим сокрушенным сердцем напоминает святых подвижниц, кого мы благоговейно чтим сегодня, Господь сказал: «прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк.7.47). Вот эта-то способность «возлюбить много» и является, пожалуй, «видовым признаком», особой приметой всех ныне воспеваемых и почитаемых церковной Полнотой святых жён-мироносиц. Недаром поэтому современному русскому уху в греческом τò μύρον, то есть «миро», слышится привычное «мир», а сами носительницы благовонного масла, предназначенного для приготовления умершего к погребению, воспринимаются нами прежде всего как благовестницы Воскресения, как вестники мира на земле и «благоволения в человецех».
Этот мир на земле, это примирение Творца и твари оказалось купленным страшной ценой – ценой смерти Христовой. В какой-то момент им, слабым женщинам, показалось, что цена эта несообразно высока. Они и представить себе не могли, что именно такова цена любви Божией к человеку, и поэтому после ошеломляющих слов ангела: «Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь» (Мк.16.6) – в страхе и ужасе бежали вон от Голгофского Гроба «и никому ничего не сказали, потому что боялись» (Мк.16.8).
Не «страха ради иудейска» (Ин.20.19), как их собратья-апостолы, бежали они от Гроба Иисусова, а «страха ради Господня», трепеща и ужасаясь открывшейся им несказанной тайной великой любви Христовой ко всем «плачущим и рыдающим» (Мк.16.10), ко всем «труждающимся и обремененным» (Мф.11.28), ко всем «гонимым и низлагаемым» (2.Кор.4.9). Они ведь и шли к Голгофскому склепу, чтобы исполнить последнее служение своему Учителю, Которому от самого начала служили «имением своим» (Лк.8.3). И вот здесь, у пустого Гроба, слабым и пугливым женщинам открылось, что на самом деле значили слова Христовы: «да любите друг друга, как Я возлюбил вас». Они поняли, почему Он, прощаясь со своими ближайшими учениками, сказал им перед грядущей разлукой: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15.12,13). Им стало ясно, о какой любви говорит Господь, им стало ясно, какая цена была заплачена Иисусом за любовь ко грешному и лукавому роду человеческому!
Это мужчины могли спорить из-за своего положения около Спасителя, это они в самый трагический момент Его земного подвига стали просить Христа воздать им должное, позволив сесть «одному по правую сторону, а другому по левую в славе» (Мк.10.37). Женщины всегда знали своё место. Они всегда знали, что их место – место служения. Они изначально выбрали себе это место служения, каждая – то, которое ей было свойственно, и неважно им было, располагались ли они «у ног Иисусовых» (Лк.10.39), как Мария, или «заботились и суетились о многом» (Лк.10.41), как Марфа. Благодарная Церковь Христова равно приняла их служение, удостоив обеих святого звания жен-мироносиц.
А всё потому, что любовь для них была не «сном упоительным», не покоем и наслаждением, а служением и жертвой, то есть именно тем, чему и научил их Спаситель, когда сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15.12,13). Ведь «положить душу», собственно, и означает: забыть о себе, отказаться от своих законных прав ради жизни и спасения души того, кого любишь.
А потому, неважно – в браке или в монашестве, в благовестии или в мытье посуды, в своём неустанном служении ближним женщины-христианки, наши жёны-мироносицы, забывая о себе, несут святое миро своих молитв в хрупких сосудах любящих сердец к подножию Креста Господня. Так из века в век продолжается это служение любви, которое совершают наши сёстры во Христе. Так «возлюбившие много» спасают свои души и своим примером души тех, кто рядом.
Тяжкими каменьями грехов завалено сердце человеческое, и не нашим слабым рукам разгребать эти завалы, ибо «человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф.19.26). И та же самая сила благодати Божией, та же самая сила, которая, разорвав узы смерти, отвалила камень от входа в Голгофский склеп, та же самая сила, могущественная сила любви Божией, наполнила мужеством и бесстрашием сердца некогда робких и слабых женщин, соделав их отважными свидетельницами Воскресения, понёсшими по всему миру благую весть о том, что воистину воскресе Христос! Аминь.
15 мая 2005 г.
Священник Сергий Ганьковский
15.05.2005
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.