Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
24.01.1999
28.01.2001
17.02.2002
25.01.2004
13.02.2005
05.02.2006
01.02.2009
06.02.2011
Неделя 33 по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
«Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк 14.11). Так и всякая попытка даже просто оценить самого себя, как кажется, обречена на провал. Трудно человеку осознать, где у него падение, а где – подвиг. И понятно – почему: не дело ученика ставить самому себе баллы за прилежание, на то есть учитель. Не дело подсудимого назначать самому себе наказание, на то есть судья. Если уж каждому из нас в порядке повседневной жизни мучительно трудно разобраться подчас в том, что есть воля Божия о нас, а что – попущение, насколько ж сложнее понять, каких высот мы достигли или, быть может, в какие бездны свалились. На что уж, казалось бы, безошибочный тестер – совесть, а ведь и она у любого из нас научилась услужливо «подстилать соломку» после каждого нашего падения: «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев» (Пс.93.7).
Но и в нашей приблизительно-духовной жизни бывают великие минуты! Но и нам, недостойным, «божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи», посылает иногда «моменты истины», мгновения пронзительной правды, когда время пресекается и торжествует Вечность, когда душа, забыв о «рожках, которые ели свиньи» (Лк.15.16), вспоминает о своём вечном сыновстве!
И вот тогда мы, подобно жестокому начальнику мытарей, тогда мы… лезем на смоковницу.
Лезть туда, рискуя свернуть себе шею, можно только понимая – зачем, ради чего приносится эта странная жертва. Потому что, конечно, мытарь Закхей жертвует собой, как ни мала и как ни смешна кому-то такая вот «жертва». И этот рывок ввысь, в неверную сень ветвей становится для него жертвой Богу только по одной причине. Потому что он, спесивый и злобный, он, скаредный и жестокий, он, беспринципный и неумолимый, он, ненавидимый всеми «начальник мытарей и человек богатый», «искал видеть Иисуса, кто Он» (Лк.19.3)!
И вот, когда мы молимся дома, когда мы «собираемся в церковь»(1 Кор.11.18), когда мы постимся, когда смиренно терпим обиды, когда отдаём кровные свои, нелёгким трудом заработанные деньги неизвестно кому только потому, что он – просит, одним словом, когда мы тоже как бы «лезем на смоковницу», – зачем мы это делаем? Какого результата мы ожидаем от этих своих жертвенных усилий? Ведь не для бытового удобства, не для того же, чтобы сделаться в одночасье богатыми и здоровыми, сытыми и счастливыми?
Бог с ними, с сытостью и богатством! Но разве грешно и стыдно искать здоровья и счастья, покоя и воли? Да нет, не то чтобы стыдно, а, знаете, – бессмысленно. Не затем таинственно созидается Богом зданная младенческая плоть в теплоте и неге материнской утробы, чтобы навеки остаться там. Придёт час, и в муках рождения человек покинет свою первую колыбель, чтобы родиться в мир, такой же прекрасный и столь же мучительный, как и сам процесс зарождения новой жизни.
Но, как мы верим, и это ещё не финал! Мы нашим Богом предназначены Вечности! Мы рождены в мир, чтобы, подобно зерну, брошенному в теплую и влажную почву, умереть для земли и воскреснуть для Неба. А если это так, а мы верим, что это так, тогда что значат здоровье и счастье, покой и воля, всё золото мира и карьерный успех рядом с вечным блаженством в Царстве нашего Бога!
Итак, жертвовать собой, своим временем, душою, телом, деньгами, иными словами, «лезть на смоковницу», стоит лишь ради Вечного, пока не осязаемого, но только чаемого, только ожидаемого, Царства. Того самого Царства, о котором наш Спаситель сказал, что оно – «не от мира сего» (Ин.18.36). И вот ради этого неотмирного Царства, ради того чтобы увидеть Иисуса, лезет на смоковницу старый сухопутный пират, лезет, чтобы лишиться половины своего имущества и воздать обиженным вчетверо!
Слава Богу за всё! А наипаче слава Ему за то, что Он однажды, как некогда начальника иерихонских мытарей, пробудил каждого из нас от постыдного сна самодовольства и неизреченным Своим промыслом заставил «лезть на смоковницу» только для того, чтобы «видеть Иисуса, кто Он» (Лк.19.3). Аминь.
Священник Сергий Ганьковский
01.02.2009
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.