Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
07.05.2000
22.04.2001
12.05.2002
04.05.2003
18.04.2004
08.05.2005
30.04.2006
01.05.2011
Антипасха. Неделя 2 по Пасхе, апостола Фомы.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа,
Христос воскресе!
Слово «апостол» – греческое, и в переводе на русский значит – «посланник». Господь Иисус Христос послал Своих ближайших учеников на всемирную проповедь Благой вести о спасении и грядущем всеобщем воскресении из мёртвых, напутствуя их трагическим пророчеством о страшной цене, которую им придётся заплатить за эту проповедь. «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков» (Мф.10.16), – сказал Он Своим посланникам-апостолам. Удивительно, что никому из посланных даже и не пришло в голову отказаться от столь опасного для самой их жизни предприятия. А ведь оказаться в положении «овец среди волков» буквально означало: быть безоружным и таким образом сознательно подвергать свою жизнь ежеминутной опасности, потому что проповедовать-то приходилось среди тех, кто вовсе не спешил поменять свои прежние убеждения, веру отцов своих на исповедание воскресения из мёртвых, о котором учил мало кому тогда известный Иисус из Назарета.
Да мало того! Первоначально проповедь апостольская совершалась в границах могущественной и обширной Римской империи, законы которой прямо предписывали воздавать божественные почести императору, молиться и приносить жертвы перед его скульптурными изображениями, наказывая лютыми истязаниями и смертной казнью всякого, кто не соглашался это сделать. Апостолы не только отказывались приносить жертвы языческим идолам, но призывали молиться и совершать поклонения Богу, которого языческий мир не знал.
В лучшем случае такие призывы вызывали иронические усмешки, как это случилось после проповеди апостола Павла в Афинском ареопаге, когда премудрые греческие философы в ответ на исповедание апостолом Христа распятого и воскресшего, едва ли не покрутив пальцем у виска, сказали: «об этом послушаем тебя в другое время» (Деян.17.32). Чаще же такая проповедь кончалась для посланника Христова мучительной смертью, которой и прославили Бога все двенадцать, за исключением дожившего до глубокой старости Иоанна, любимого ученика Спасителя.
И когда мы читаем сегодня слова Господа: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин.20.21), – мы, конечно, понимаем, что речь здесь идёт о буквальном сораспятии Христу, о том, что каждый, «возложивший руку свою на плуг» (Лк.9.62), должен быть готов разделить участь Распятого, ибо «раб не больше господина своего», – и как сказал им Господь, – «Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин.15.20).
Чтобы мир поверил и покаялся, Бог «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим.8.32). Чтобы мир поверил и покаялся, Единородный Сын Божий посылает ныне на всемирную проповедь Своих апостолов «как овец среди волков» (Мф.10.16), то есть – как беззащитных среди вооружённых до зубов. Чтобы мир поверил и покаялся, ученики и посланники Христовы, которых Господь наделил чудесной способностью прощать обиды и прегрешения, должны теперь без страха и трепета, с открытым сердцем войти в этот мир. Но не так, как входят во вражеский стан, каждую секунду ожидая коварного подвоха, а так, как вошёл в этот мир Сам Христос: открыто и доверчиво, смиренно и кротко. То есть именно так, как и послал Его Отец.
Для такой открытости и доверчивости, для такой готовности отказаться от вооружённой борьбы за свою веру потребно немалое мужество, и никто из учеников Спасителя не мог и не должен был рассчитывать в этом подвиге на собственные силы. Поэтому Господь, зная человеческую слабость, дарует каждому из них удивительный дар Духа, Который непостижимым образом, ещё до всеобщей Пятидесятницы, ещё до сошествия Духа Святого на всю Церковь Божию, действует в душах верных учеников, сообщая им веру в «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11.1).
Вот почему Господь указывает им, своим апостолам, на благодатное преимущество, которое Он дарует далёким потомкам первых посланников, то есть нам, людям третьего тысячелетия, хоть недостойным и грешным, но тем уже взысканным от Бога, что и мы оказались в числе «невидевших и уверовавших» (Ин.20.29).
Да, это не нам, живущим через два тысячелетия после Воскресения Христова, показал Господь «руки и ноги и ребра Свои» (Ин.20.20). Не нам, как апостолу Фоме, довелось вложить перст свой в кровавые раны Спасителя нашего. Но удивительно! Хоть ничего этого и не было с нами, дуновение, исшедшее из пречистых уст Иисуса, достигло и наших сердец! Чудесное право прощать грехи ближних от тех давних времён и доселе принадлежит не только священникам, восприемникам апостольским, но и в определённом смысле каждому верующему во Христа Спасителя. И если мы готовы осознать, что это и нас сегодня Господь посылает, «как овец среди волков», что это и нам, слабым и нестойким в вере, поручено свидетельствовать миру о Воскресении, тогда дуновение Святого Духа, сообщённое первым посланникам Господним, даёт ныне и нам, христианам последних времён, дивное право вместе с апостолом Фомой воскликнуть нашему Богу: «Господь мой и Бог мой!» Аминь.
Христос воскресе!
8 мая 2005 г.
Священник Сергий Ганьковский
08.05.2005
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.