Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
07.05.2000
22.04.2001
12.05.2002
04.05.2003
18.04.2004
08.05.2005
30.04.2006
01.05.2011
Антипасха. Неделя 2 по Пасхе, апостола Фомы.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа,
Христос воскресе!
Момента воскресения Христова не видела ни одна душа человеческая. Никто не знает, как это было, никто не может рассказать, никто не может описать простыми словами этот удивительный миг, когда вечность вошла во время, когда первозданный Свет, озаривший некогда творимый Богом мир, осиял самый мрачный уголок этого мира – склеп на склоне Голгофы. Этот дивный свет нельзя было видеть человеческим глазам, как нельзя было народу Божию смотреть на лицо спустившегося с вершины Синая Моисея, нельзя – потому, что лик его блистал неземным светом (Исх.34.29).
Да, в ночь Воскресения никто не видел, как сиял нетварный свет, навеки опаливший полотно плащаницы. Никто не видел, и, однако, вся Церковь вот уже почти два тысячелетия поёт: «Воскресение Христово видевше»! Кто же они, невидевшие и уверовавшие? Кто же они, хоть и не сподобившиеся «вложить руку в ребра» (Ин.20.27) Сына Человеческого, но верующие в то, что воистину воскрес Христос? Отчего с радостью, которой «никто не отнимет у нас» (Ин.16.22), мы вновь и вновь возглашаем неверующему миру о том, что мы, христиане, воистину видели воскресение Христово?
Только оттого, что и вправду каждый из нас смог стать «верным», то есть верующим в непостижимую истину о Боге, ставшем Человеком, о Боге, Который умер за тех, кого Он сотворил, умер, а потом воскрес, навсегда упразднив смерть и ад! Фома-Близнец ничуть не более других апостолов сомневался в подлинности величайшего и единственного чуда в истории человечества. Это сомнение – не его беда и не его вина! Никто и никогда до того не возвращался в этот мир, шагнув «в глухонемые владения смерти»! Никто и никогда не воскресал из мёртвых! Было отчего впасть в изумление…
Но и «вложившие руку», но и свидетели чуда могли остаться – и остались! – неверующими. Лишь апостолы, «малое стадо» (Лк.12.32) Христово, из всего народа Божия оказались способными «увидеть и уверовать» (Ин.20.8). Да и «уверение» это тоже ведь – не их победа и не их заслуга. Мы должны помнить слова Спасителя, обращённые к апостолу Петру, к Симону, сыну Ионину: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф.16.17).
«Не плоть и не кровь» открыли Фоме великую Истину, которую он исповедал своему Спасителю и Господу, а «Сущий на небесах» Бог! Не научные изыскания, не оригинальные гипотезы, не совершенно безумные попытки алгеброй поверить гармонию, то есть методами позитивной науки попытаться исследовать «дыхание Духа» (Ин.3.8), а непостижимое чудо веры каждому новому поколению людей открывает эту великую Истину о воплотившемся, умершем и воскресшем Боге и заставляет всё новых и новых верных вслед за юным галилеянином возглашать вот уже два тысячелетия: «Господь мой и Бог мой»! Так действует в Церкви Дух Святой! Так исполняется пророчество Спасителя о Нём, о Духе-Утешителе: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14.26).
Весь мир, «лежащий во зле» (1.Ин.5.19), ищет доказательств бытия Божия, вновь и вновь с упорной настойчивость повторяя вопрос прокуратора Иудеи: «Что есть истина?» (Ин.18.38). Лжеименный человеческий разум, всегда ставящий самое себя критерием этой самой так называемой истины, не в состоянии осознать, что Имя Божие есть Тайна, что «в лукавую душу не войдёт премудрость и не будет обитать в теле, порабощённом греху» (Прем.1.4), и что Истина – не «что», а «Кто». Не может чуждый покаяния человек принять однажды и навеки то, что уже прозвучало некогда для «имеющих уши»: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его» (Ин.14.6,7).
Не просвещенные чудом Пятидесятницы апостолы однажды пришли в ужас, увидев воскресшего Господа, когда «Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа» (Лк.24.36,37). Им привычнее и легче было думать о призраке, о галлюцинации, о мираже. Им, тогда ещё не одухотворённым, галилейским рыбакам, как и нам, ныне осуетившимся в мудрованиях мира сего, проще было оставаться в неведении, лениво подменяя тревожащую душу правду о Боге успокоительными рассуждениями о «призраках» и «миражах» или, как мы это делаем теперь, высокоучёными спорами о «Мировом Разуме» или «Сверхцивилизации». Однако Умерший за нас на Кресте хочет нашего совершенства, а не заботится о безмятежном покое и душевной благоустроенности спасённых. Поэтому Он требовательно и строго призывает нас: «примите Духа Святаго» (Ин.20.22). Поэтому Он с надеждой и любовью ждёт от нас исповедания, которое вырвалось из горячей и верной души Фомы: «Господь мой и Бог мой!». Аминь.
12 мая 2002 г.
Священник Сергий Ганьковский
12.05.2002
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.