Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
06.12.1998
05.12.1999
03.12.2000
02.12.2001
01.12.2002
30.11.2003
05.12.2004
Неделя 26 по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
«В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк.12.20), – так бесславно и горестно заканчивается жизнь человека. Так отчаянно и безнадёжно подводится итог всем трудам рук его, всем творческим начинаниям и порывам, всем заботам и попечениям. Так сбывается над нами давнее пророчество Проповедника: «И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, всё – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!» (Еккл.2.11). И в самом деле, разве не горы мусора и отходов сделались итогом жизнедеятельности человека? Разве не скорбные кладбищенские поля, покрывающие лицо всей земли, стали печальным результатом его короткой жизни?
Вот опрокинутое ураганом дерево, которое некогда посадили заботливые человеческие руки. Вот обрывок газеты, над печатанием которой трудились десятки и сотни людей. А вот здесь давным-давно стоял дом, в котором жили, любили и умирали целые поколения, а теперь от него не осталось и следа. Всё, что когда-то радовало глаз, всё, согревало душу, – ныне прах и бессмыслица. А то, что ещё живо и действенно, «в сию ночь» отнимется у обладающего, чтобы назавтра исчезнуть, разрушиться, превратиться в груды развалин… Неужели и правда «всё – суета и томление духа»? Неужели и правда – всё напрасно?
Зачем же тогда человек рождается на свет Божий? Зачем и Бог, без Которого «ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1.3), воззвал тварь из небытия? Не лучше ли, как предлагают язычники, от такого бытия отказаться и сделать всё, чтобы исчезнуть и раствориться в бесконечном и бессмысленном времени?
«Так, – по словам одного литературного персонажа, – всех нас в трусов превращает мысль». Так вместо благодарности поселяется в нашей душе ропот и на жизнь нашу, и на Того, Кто её даровал, – на Самого Бога. Так среди осенней непогоды и мрака овладевают нами угрюмые и безнадёжные страсти – уныние и печаль, которые святые отцы почитали такими же тяжкими, как блуд и гнев.
Но приходит час, и среди непогоды, мрака и бессмыслицы, как луч солнца, просияет человеку дивный дар Божий – дар веры. И тогда, как бы тяжела, как бы скорбна ни была наша жизнь, верующий, то есть переживающий, по слову апостола, «уверенность в невидимом» (Евр.11.1), узнаёт наверняка, что жизнь – имеет смысл, что бытие наше – не безумная и бессмысленная игра случая, а удивительный и радостный дар Божий. Потому что что такое Благодать Божия, как не радость, всегда – незаслуженная, нечаянная, радость обретения настоящего, истинного, а не иллюзорного смысла существования.
Ещё вчера я радовался новым амбарам, ещё вчера я полагал, что изобилие даров земных делает меня по-настоящему счастливым, и счастливым настолько, что, приплясывая и прихлопывая в ладоши, я приговаривал, как тот богач: «душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк.12.19). Можно подумать, что душе ничего, кроме огурцов и капусты, не нужно!
Рано или поздно человек догадывается об этом. Рано или поздно звучит в его душе голос Божий, ставящий перед ним роковой вопрос: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк.12.20). И вот тогда человек начинает говорить словами, произнесёнными за тысячелетия до него: «И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, всё – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!» (Еккл.2.11). И вот тогда поселяются в душе человека уныние и тоска, столь любимые диаволом орудия нашей погибели.
Но «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?» (Лк.18.7). Там, где «умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим.5.20), и тому, кто говорил о себе: «мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (1.Кор.4.13), открывается вдруг, что на самом деле мы – не сироты, что у нас есть любящий Отец, что мир стоит до сей поры не физическими законами, а Его Любовью, а потому и смысл жизни нашей – не в стяжании бренного «добра», а в искании Вечной Истины, Нетленной Красоты, Божьей Правды.
Искателю Истины рано или поздно открывается то, что сказал о Себе Сын Человеческий: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14.6). Это открывается всякому ищущему благодатным даром веры, и когда это происходит, человек забывает и о старых, и о новых амбарах и житницах, дабы заботиться о единственно ценном сокровище, подаренном ему Богом, – о бессмертной душе своей, потому что «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16.26). Нет ничего важнее и достойнее этой вечной ценности, ради спасения которой Сын Человеческий восшёл на Крест, поэтому не станем заниматься бессмысленным и тяжёлым делом собирания «сокровища для себя» (Лк.12.21), а лучше станем, обнищав духовно, «богатеть в Бога», как и просит нас сегодня об этом Христос. Аминь.
30 ноября 2003 г.
Священник Сергий Ганьковский
30.11.2003
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.