Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
20.12.1998
19.12.1999
17.12.2000
23.12.2001
22.12.2002
21.12.2003
19.12.2004
18.12.2005
22.12.2013
Неделя 29 по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Перед тем как принять покаянную исповедь грешника священник говорит ему такие слова: “Чадо! Христос невидимо стоит перед тобою, принимая исповедь твою. Не стыдись, не бойся и не скрывай что-либо от меня, но скажи всё, чем согрешил, не смущаясь, и примешь оставление грехов от Господа нашего Иисуса Христа. Вот и икона Его перед нами: я же только свидетель”. Священник напоминает не только кающемуся, но и самому себе о том, Кто на самом деле совершает таинство покаяния, Кто в действительности обладает властью, о которой говорит пророк Исайя: “Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как вoлну убелю” (Ис.1.18). И мирянину, и священнику важно помнить, что чудотворит в Церкви один только Бог. И кающийся, и принимающий покаяние не должны забывать, что никто из людей, никто из “князей” и “сынов человеческих”, не может сделать грешника святым, не может “убелить” пролитую кровь.
А мы ведь иногда думаем, что самое главное на исповеди – точно, без утайки, во всех деталях рассказать о грехе. И это, конечно, правильно. Но священник присутствует на исповеди не только как свидетель покаяния, но и как свидетель клятвы, потому что не менее важным элементом исповеди, а может быть, и главным её элементом, является мужественная решимость оставить исповеданный грех, выраженная в форме своеобразной клятвы: в знак того, что грешник постарается оставить терзающую его страсть, он целует Евангелие и Крест. Священник – свидетель этой клятвы, тот самый свидетель, который и перед Богом Всевышним будет свидетельствовать о том, что это его чадо с искренней решимостью припадает к церковному таинству, веруя и надеясь на исцеление.
Любой грешник, который регулярно приходит на исповедь, знает, что изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год ему приходится каяться в одном и том же. Поэтому каждому из нас, когда мы исповедуемся, стыдно и неловко в очередной раз давать Богу обещание оставить свой до смерти надоевший грех. Неловко и стыдно, потому что насмешливый голос врага нашего спасения, голос, который постоянно звучит у нас в душе и способен отравить самые святые, самые лучшие минуты нашей жизни, этот голос своими ироническими усмешками не даёт нам поверить в чудо очищения. Он внушает нам предательскую и погибельную мысль о тщетности усилий, о бессмысленности борьбы с грехом. Ему, духу “отрицанья и сомненья”, крайне важно, чтобы мы сначала разуверились в продуктивности наших усилий в этой борьбе, а потом – и в том состоит его конечная цель – разуверились бы в Самом Боге, впали в отчаяние и, наконец, погибли сначала духовно, а потом и физически.
Нам и в самом деле непонятно, за что, собственно, благодарить Бога? Какое такое чудо с нами произошло? Мы что, очистились от проказы или забыли вдруг, как это – обижаться на ближнего своего? Или скорби повседневного бытия стали воспринимать с тихой благодарной радостью? Ясно, что ничего такого с нами не случилось. Тогда за что же благодарить Бога?
А то, что мы со всеми нашими грехами до сих пор живы, то, что Господь вновь и вновь длит наши дни и тем самым даёт нам возможность измениться, стать другими, то есть покаяться, это что, как бы не в счёт? А то, что невзирая на ехидные доводы демона-искусителя, который сам себя называет “здравым смыслом”, в то время как на самом деле имя его “уныние и отчаяние”, то, что мы в сотый раз приносим на исповедь всё те же грехи, но всё-таки приносим их, а не отказываемся от этого по видимости безнадёжного дела, – разве это не победа над грехом, над унынием, над отчаянием? Разве это не благодарность Богу?
Десятеро прокаженных, которых Господь, сообразуясь с законом, данным Моисею на вершине Синая (Лев.14.1,2), послал показаться священнику, эти десятеро несчастных, уже сжившихся со своей страшной болезнью, видно, просто не заметили, что с ними произошло. Они, подобно нам, их нерадивым потомкам, были уверены, что исцеляет от проказы священник, потому что он – знает, как. Потому что ему-де известны разные тайные слова и особые телодвижения. Как мне говорила одна милая женщина: “Батюшка в руках записочку подержит, вот Бог о ней и узнает!” Видишь ты, Богу-то без батюшки просто никуда!
Так они и шли, эти десятеро, уже здоровые, уже очистившиеся, в Иерусалим, чтобы выполнить букву закона, позабыв о духе его, имя которому Любовь. И только один прибежал радостно к Иисусу, “громким голосом прославляя Бога” (Лк.17.15).
Доброе дело – быть благодарным человеку: врачу, священнику, просто другу своему, который утешил, ободрил и поддержал в трудную минуту. Но, воздавая благодарность ближнему, не забудем и о Том, Кто этого ближнего нам послал. Не забудем возблагодарить Господа нашего не только жертвой на храм, не только свечкой, поставленной к иконе, но прежде всего “сердцем сокрушенным и смиренным” и радостной душою. Это ведь только на первый взгляд кажется, что сокрушение сердца и радость души – две вещи несовместные. Не только совместные, но и не способные существовать друг без друга. Потому что сокрушение без радости вырождается в тоску и уныние, а радость без сокрушения сердечного превращается в оголтелое безумие. И вот, когда мы в очередной раз после таинства покаяния отойдём от аналоя с Крестом и Евангелием, давайте попробуем и решимся – на самом деле решимся! – отказаться от своего греха, от своей страсти, от своей пагубной привязанности, какая бы она ни была, отказаться и таким образом поблагодарить Бога за то, что Он до сих пор не потерял в нас веры и всё ещё надеется на наше изменение, на наше покаяние, на нашу ответную любовь. Аминь.
17 декабря 2000 г.
Священник Сергий Ганьковский
17.12.2000
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.