Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
20.11.1994
22.11.1998
21.11.1999
19.11.2000
18.11.2001
17.11.2002
16.11.2003
21.11.2004
20.11.2005
21.11.2010
Неделя 24 по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Что общего между страданиями пожившей и много испытавшей женщины и маленькой девочки, которая толком ещё и жить не начинала? Что общего между той, которая «издержала на врачей всё имение» (Лк.8.34) и уже двенадцать лет несёт тяжкий крест неисцельной болезни, и той, которая всего и прожила на свете те же двенадцать лет, то есть как раз столько, сколько бедная больная страдает своим недугом? Они такие разные, такие непохожие друг на друга: кровоточивая галилеянка и дочь Иаира. И только одно объединяет их: боль, страдание, смертность.
Не все женщины, живущие на земле, страдают таким недугом, как героиня сегодняшнего евангельского повествования. Не все дети умирают, едва дожив до двенадцати лет. Но все мы поражены смертной язвой греха, которая и сводит каждого рано или поздно в могилу, все мы, сотворённые Богом для Вечной Жизни, для вечного блаженства, «совокупно стенаем и мучаемся доныне», потому что и праотцы наши, и сами мы, по слову апостола, «заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим.1.25). Последствия этого продолжающегося предательства особенно ужасают нас, когда обрушиваются во всей своей безжалостной ярости на невинных, на ещё не успевших закоснеть в грехе детей. Про себя самого почти каждый из нас готов помыслить словами разбойника благоразумного: «…мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли» (Лк.23.41). Но вот невинные-то за что страдают?
Невинные страдают за нас, грешников. Усмотреть прямую причинно-следственную связь между тем, что я вчера соврал, а сегодня в автомобильной катастрофе погиб или был изувечен ни в чём не повинный малыш, чрезвычайно трудно. Для этого нужно обладать поистине живой и трепетной душой, с которой как бы содрана защитная оболочка, предохраняющая её от воздействия внешних раздражителей: чужого горя, чужой боли, чужого страдания.
Грех усиливает само-чувствие, увеличивает защитные свойства души, ожесточает человека, делает его невосприимчивым к чужой боли. Покаяние срывает защиту души, обнажает её, сообщает способность воспринимать не только своё собственное страдание, но и скорбь ближних и дальних. Поэтому «любить» – значит на самом деле «со-чувствовать», «со-болезновать», «со-переживать», таким вот удивительным образом жертвуя собой, своим покоем, своей свободой, своей безмятежностью и независимостью. Для того, чтобы быть способным так жить, надо постараться достичь такого состояния, о котором говорит в сегодняшнем своём Послании апостол Павел: «…вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф.2.19). Однако стать «своими Богу» можно лишь позволив Ему «содрать кожу» с нашей души, чтобы вернуть ей способность слышать не только «горний ангелов полёт», но и, что гораздо важнее, тихие слёзы тех, кто рядом.
Что же с нами делает наш Бог, Которого мы, грешные и трусливые чада Его, по временам представляем себе жестоким карателем или, в лучшем случае, надменным надмирным Владыкой? А вот что. Спаситель обнажённой Своей душой входит в скорбь мира, Он незащищённой своей плотью прикасается печали и страданию простых людей, Он чувствует, как боль какой-то никому не известной кровоточивой женщины, может быть, последней из всех людей, последней потому, что нечистой, неприкосновенной, парии, Он чувствует, как её боль становится Его болью. Потому и говорит Он: «…кто прикоснулся ко Мне?» (Лк.8.45). Он говорит так потому, что ощущает её страдание, как Своё.
И в то же время Господь идёт в дом иудейского вельможи, «князя» (Мф.9.18), как называет его Евангелист Матфей. К начальнику синагоги Иаиру идёт Тот, «Который не смотрит на лица и не берёт даров» (Втор.10.17), идёт, чтобы и этому сильному мира сего подать благую весть о грядущем всеобщем воскресении. Ибо зачем воскресать из мёртвых двенадцатилетней отроковице, если не пройдёт и восьми десятков лет, как вновь и уже навсегда замкнутся за нею врата смертные?
Все мы, старые и молодые, начальники и подчинённые, больные и здоровые, «издержавшие всё имение свое» и «пиршествующие блистательно», можем стать «своими Богу», если будем готовы, как и наш Господь, войти в чужую беду, приобщиться чужой скорби, взять на себя чужие проблемы и не устрашиться прикосновением к «нечистым». Каждый из нас, вставший на этот путь, рискует быть непонятым близкими друзьями, как это случилось с апостолом Петром в сегодняшнем евангельском эпизоде. Каждый из нас может оказаться осмеянным теми, ради кого готов пожертвовать собой, как это произошло сегодня в доме Иаира. И наконец, каждый, возмечтавший стать «своим Богу», должен помнить, что это свойство, покупается ценою Креста, а не готовые платить такую цену просто «Царства Божия не наследуют» (1.Кор.6.9). Аминь.
17 ноября 2002 г.
Священник Сергий Ганьковский
17.11.2002
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.