Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
12.11.2000
11.11.2001
10.11.2002
09.11.2003
14.11.2004
13.11.2005
14.11.2010
13.11.2011
Неделя 23 по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Великая Книга о Боге, мире и человеке начинается простыми и величественными словами: “В начале сотворил Бог небо и землю” (Быт. 1.1). И земля, и небо, и человек на земле были так совершенны, так дивно слажены и хороши, что единственный Созерцатель Творения, Сам Бог “увидел… что это хорошо” (Быт.1.25). “Хорошо” – значит, гармонично и стройно, без изъянов и недостатков. Если Библия пишет, что человек был сотворён “хорошо”, это значит, что человек был бессмертен, потому что ничего “хорошего” в смерти и болезни, её порождающей, просто нет. Бог смерти не творил, и внимательный читатель Библии знает, что смерть стала следствием того, что человек, сотворённый свободным, сам же свободно и выбрал её, смерть, а не Бога и жизнь.
Человек, созданный по образу и подобию Божию, должен был реализовать в себе самом гармоническое единство мира, то есть в его природе согласно и стройно должны были бы сосуществовать Божественное, небесное и земное. Целостно и непротиворечиво соединялись в человеческой личности дух, душа и тело. При этом Божий замысел установил, что дух должен был управлять душой, душа – телом, а всем этим стройным и непротиворечивым человеческим организмом, всем существом человека должен был бы руководить Сам Бог.
Грехопадение человека разрушило гармоничную стройность мироздания. Удивительное творение Божие – мир материальный и мир духовный, “земля и небо”, по определению Библии, – утратило стройность, упорядоченность и целостность. Тварь, предавшая своего Творца, по словам апостола Павла, “совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего” (Рим.8.22,23). Поражённый грехом человек утратил гармоничную цельность своего существа, и теперь уже не дух главенствует в нём, но тленное тело. Теперь то, что некогда было целостным, распалось, “получая в самом себе должное возмездие за свое заблуждение” (Рим.1.27).
Подумаем теперь, о чём мы просим, когда молимся о здоровье? Чаще всего о том, чтобы не болело, чаще всего о том, чтобы не было страшно, когда представляешь себе тяжкие последствия болезни. То есть мы хотим, чтобы Бог устранил симптомы, а не вылечил болезнь. Можно, конечно, когда чуть заболел зуб, глотать день за днём обезболивающие таблетки, таким образом оттягивая визит к ужасному зубному врачу. Но мы все знаем, к чему такое “лечение” приводит: рано или поздно зуб непременно сгниёт.
Точно так же обстоит дело и с духовными болезнями. Ведь когда мы говорим: “Господи, исцели меня”, – когда мы произносим это самое слово “исцели”, мы на самом деле просим сделать нас не просто свободными от какого-то конкретного недуга. Мы просим сделать нас “целыми”, “цельными”, то есть такими, какими когда-то, до грехопадения, были наши прародители Адам и Ева. Иными словами, мы просим о целомудрии, мы взыскуем покаяния, мы надеемся на такое изменение нашей природы, при котором не останется в ней места печали, скорби, болезни и самой смерти. Потому что если и стоит просить о чём-то, то, конечно, не о временном, сиюминутном, которое всё равно исчезнет; просить стоит о вечном, о том, что навсегда. Вот мы и просим Бога об исцелении, о возвращении утраченной целостности нашей природы.
Самое же удивительное заключается в том, что Бог не только слышит все наши тихие просьбы, но и всегда исполняет их. И при этом Он, как настоящий врач, не обманывает нас устранением симптомов болезни, Он исцеляет самую болезнь. Бог исцеляет наше тело и нашу душу, Он вновь и вновь пытается вернуть нам целомудрие, сделать нас целостными, то есть безгрешными, святыми. Мы же, понятное дело, хотим вовсе не этого. Мы хотим, чтобы боль прошла, чтобы не болезнь отступила, а просто симптомы её исчезли.
Поэтому, когда Бог-Исцелитель входит в нашу грешную жизнь и призывает нас к покаянию, к очищению, к Жизни Вечной, мы, подобно бесноватому жителю Гадаринской страны, вопим в ответ: “…что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня” (Лк.8.28). Ибо покаянная жизнь, жизнь церковная – мучительна для нас. Нам куда как проще не молиться, а ставить свечки, не каяться на исповеди, а вести долгие и высокоумные “духовные беседы”, не предстоять на Богослужении, как на Страшном Суде, а только обозначить своё присутствие в храме: заглянул, отметился – и ладно!
Жители Гадаринские, такие же бесноватые, как и их буйный сородич, – только беснование их было тихое, незаметное, внешним образом никак не проявляющееся, а стало быть, тем более опасное, – потому-то и ужаснулись перед зрелищем исцеления, что поняли, чего от них хочет Христос. Как и от нас грешных, Христос хочет от них только одного: чтобы они оставили свои греховные привязанности, оставили, отбросили свои страсти, имя которым легион. Ведь, если вдуматься, что такое беснование, как не одержимость страстями и привязанностями житейскими, которая не позволяет оторваться от телевизора, чтобы прочитать молитвенное правило, которая заставляет, потеряв человеческий облик, “болеть” на стадионе или орать на своих домашних, отстаивая свою горделивую правоту? Так что совсем не обязательно жить голым в пещере, чтобы считаться бесноватым. Можно и в уютной квартире до такой степени забыть о своём вечном предназначении, что даже такое простое и нетрудное ограничение, как пост в среду и пятницу, воспринимать как тяжкие цепи и узы, и разрывать их с решительной яростью.
Дай же, Господи, и нам помолиться однажды не просто о здоровье, но об исцелении. Дай, Господи, и нам однажды сесть у ног Твоих, одетыми и в здравом уме. Аминь.
12 ноября 2000 г.
Священник Сергий Ганьковский
12.11.2000
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.