Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
28.02.1999
19.03.2000
04.03.2001
24.03.2002
16.03.2003
29.02.2004
20.03.2005
12.03.2006
13.03.2011
04.03.2012
Неделя 1 Великого Поста, Торжество православия.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В день, когда Святая Церковь празднует Торжество Православия, мы, православные христиане, должны отдать себе отчёт: что, собственно, мы празднуем, из-за чего торжествуем, чем хвалимся? Чем хвалимся мы, знающие, что “блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное”, что торжествуем мы, подражающие тем, о которых нам сказал сегодня апостол Павел в Послании к Евреям: “…другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления... и не получили обещанного...”(Евр.11.36-39). Что нам праздновать, когда Тот, в Которого мы верим и Которого исповедуем Спасителем и Сыном Божиим, “вместо предлежавшей ему радости, претерпел крест”?
Конечно, есть прямая и простая причина у этого праздника: отцы седьмого Вселенского Собора восстановили православное почитание икон, поразив и уничтожив последнюю ересь, терзавшую Православную Церковь. И однако, пытливому сознанию современного человека этого знания недостаточно, ему необходимо понять, почему почитание изображений, выполненных красками на досках, – православно, а отрицание такого почитания – ересь? Разве не очевидно, вопрошает Церковь современный интеллектуал, убеждённый, что Бог у него, у интеллектуала, внутри, – разве не очевидно, что нельзя воздавать божественные почести доске, что бы на ней ни было изображено? Разве не очевидно, что все эти так называемые ритуалы и обряды – всего лишь пережитки старинных языческих культов, магических мистерий, которые устраивали древние колдуны.
Можно долго, обстоятельно и глубокомысленно отвечать на подобные вопрошания. И Церковь отвечает на них. Отвечает трудами своих богословов, своей литургической поэзией, чудесными исцелениями наконец, вершащимися у чудотворных икон от древних времён и доныне. Но сегодняшнее Евангелие заставляет нас взглянуть на эту проблему с неожиданной стороны.
“Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства”, – говорит Иисус о Нафанаиле. То есть вот человек, вот сын народа Божия, который прям, честен и прост, и нет в нём никакой лжи! Почему вдруг Спаситель так выделяет Нафанаила из числа других апостолов? Чем этот человек заслужил такую высокую оценку Сына Божия? Никаких особенных чудес на глазах Нафанаила не произошло, никто ещё не воскрешён, ни один слепец пока не прозрел, а этот простой и некнижный житель Вифсаиды произносит слова, в справедливости которых готов усомниться даже величайший из пророков Ветхого Завета, Иоанн Креститель: “Равви! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев”. Это неожиданное исповедание Иисуса Христом, Сыном Божиим тем более поразительно, что оно не явилось следствием глубокого богословского постижения или реакцией на потрясающее воображение чудо воскрешения четверодневного мертвеца! Такая глубокая, ошеломительная вера стала следствием безграничного детского доверия, родившегося в душе Нафанаила в ответ на простое, почти житейское напоминание о важном событии в его жизни, которое произошло, как говорит Христос, под смоковницей.
Человек подозрительный и недоверчивый, привыкший сомневаться в очевидном и не доверять никому, либо не придал бы этому событию под смоковницей никакого значения, либо счёл бы его мистификацией, фокусом, обманом... Именно таким людям, а вместе с ними и всем нам Господь наш сказал: “…истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (Мф.18.3).
Когда дитя баюкает куклу, ему не приходит в голову, что кукла живая. Ребёнок, как бы мал он ни был, всё-таки понимает разницу между куклой и кошкой. Ему не нужно доказывать, что кошка – существо, а кукла – вещь. Но оттого, что ребёнок понимает это, его нежность к кукле не становится меньше, потому что ребёнок – в своём роде “подлинный израильтянин, в котором нет лукавства”. Так и Нафанаил, подобно ребёнку, просто-напросто… доверяет своему Спасителю.
“Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение” (Лк.10.21). Вот и выходит, что тайны Царствия, глубины Откровения постигаются не лжеименным падшим человеческим разумом, а доверием и верой. Вот и выходит, что празднуют ныне православные не победу в учёном диспуте, а детскую “уверенность в невидимом”. Вот и выходит, как сказал апостол Павел, что “если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею” (2Кор.11.30). Вот и выходит, что глубины богопознания постигаются человеком тем более, чем сам он проще, бесхитростней, чем он, иначе говоря, святее.
Дай же, Господи, нам хотя бы к концу нашего земного странствия, хотя бы к моменту последнего Твоего Суда услышать, как самую высокую награду, Твои слова: “Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства”. Аминь.
28 февраля 1999 г.
Священник Сергий Ганьковский
28.02.1999
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.